?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В одном из прошлых постов я написала, что поведение некоторых родителей «как бы» говорит о том, что они «наигрались» в дочки-матери к моменту «отдачи» ребенка в детсад или школу. Поэтому вся ответственность за воспитание перекладывается на образовательное учреждение. Но глубокоуважаемая ddodo дополнила меня что «не наигрались, а животная программа кормить-вылизывать совсем кончилась. а чего с этим дальше делать - никто не учил. то ли сценарий воспроизводить, то ли антисценарий».

Тогда я вспомнила свои, уже довольно подзабытые, знания по биологии. Кажется, они могут понять, что за программа «кончается».

Как вы знаете, в животном мире детеныши часто имеют другое строение и другой окрас и структуру перьев или шерсти, чем взрослые животные. Почти всегда можно отличить детеныша от взрослых. Детеныши имеют так называемые «маркеры детства»: ну там голова крупнее по отношению к телу, желтый пух цыпленка отличается от перьев взрослой курицы ит.д. Так вот человеческие детеныши тоже имеют такие маркеры. Но, вся разница в том, что человеческие дети взрослеют дольше. Маркеры уже показывают, что перед тобой взрослая особь, например пятнадцатилетний двухметровый амбал, а сердце говори:- он же еще совсем маленький. И сердце право: в социальном обществе он еще маленький, совсем неопытный. И тогда в психике увеличивается противоречие между инстинктивным пониманием: он уже взрослый – хватит кормить, и социальным желанием дать ребенку как можно больше времени набраться опыта выживания в социуме. Противоречие приводит к конфликту. А конфликт, как известно, вызывает напряжение. И внутриличностное и в сфере отношений. Отношений с тем самым подросшим детенышем. В «диких» сообщества такой переход из детства во взрослое состояние происходил (и происходит сейчас) в 6-7 лет. Дети переходят из-под опеки матерей под опеку отцов. И там начинаются всякие ритуалы с инициациями и испытаниями на звание мужчины. У девочек проходят свои ритуалы, связанные с приближающимися месячными и возможностью рожать детей. Сейчас вон по всему Интернету гуляют заметки: родила в 12 лет, родила в 10 лет. Т.е в некоторых сообществах такой инстинктивный подход к взрослению остается до сих пор.
Что же происходит в «продвинутых» сообществах? Привильно! Детей отдают в школу, которая по своей агрессивности и максимуму принуждения, вполне способна заменить ритуалы инициации. Т.е с точки зрения биологии – ребенка бы уже отпустить во взрослую жизнь, а он у нас только в школу пошел. А маркеры детства то к этому возрасту уже начинают таять как дым. Окончательно ребенок их лишается к началу подросткового возраста: 12-13 годам. И это дает нам еще одну причину преславутого «кризиса подросткового возраста». Обострение конфликтов, споры по любому поводу, агрессия и «отстаньте от меня».
И родители не только вынуждены продолжать жить рядом с этими «монстрами», но еще «вынуждены» их любить. Сейчас напишу почему - «вынуждены».


И тут заканчивается биология и начинается голимая психология, а точнее психоанализ с его наличием бессознательных механизмов.

Когда рождается ребенок, родители непроизвольно на него начинают проецировать собственные бессознательные страхи и ожидания. Что суть одно и то же. Боимся чего-то очень – значит какая-то часть в нас этого хочет. Вот такой закон психологии.
Итак, боится мама быть слишком активной и свободолюбивой – проецирует это на ребенка, в итоге роебенка постоянно снимают с поездов и электричек. Был такой случай в моей практике. Боится мама жить и все вечера проводит за спицами у телевизора – ее дочь организовала в классе кружок фехтования. И спит со шпагой под подушкой. Страх такой же – проявления разные. Не хочет папа, чтоб его дочка выглядела как б-ть и все время ей об этом сообщает – регулярно мужики на улице пытаются с ней познакомится, причем чаще всего возраста папы. Поняли механизм?

А теперь представьте себе, что человек в течении нескольких лет или десятков лет «скидывает» в подходящий объект ( а ребенок именно и является таким объектом) все что ему не нравится в себе, раздражает, от чего бы он хотел избавиться. Все что для его сознания -«не он». И вынужден с этим объектом жить рядом, заботится о нем, любить его. Все проходит достаточно благополучно, пока у ребенка сохраняется «маркеры детства». Но вот он вырастает. Но не настолько, чтоб отпустить его в «свободное плавание». И Вы видите перед собой практически взрослого, почти чужого человека, с собственным характером, ценностями и взглядами и чертами характера или особенностями, которые Вы всю жизнь искореняли в себе. Страшно? А когда понимаешь, что у этого человека и сил больше твоих, тупо физических7 А если к этому добавляется полное незнание механизмов как это происходит. Т.е ты при виде своего подросшего ребенка начинаешь испытывать тревогу и страх и не знаешь, откуда берутся эти чувства. Ты их гонишь, но они возвращаются, потому что понимания нет. Никто об этом не рассказал, не предупредил, что так может быть.
А потом на консультацию приходят взрослые люди, которые шепотом говорят: Вы знаете, мне кажется, что я не люблю своего ребенка. Разве такое может быть? Или , люблю, но ничего не могу с собой поделать – мне его хочется ударить. А потом я прошу прощения. Но все равно чувствую себя виноватой (виноватым). Что мне делать?

Вот и получается – инстинктивная программа закончилась, а что дальше делать никто не разъяснил. Поэтому дальнейший сценарий реализуется из собственной родительской семьи. Поэтому приходится часто слышать на консультациях, как какие-то проблемы проявляются в семье в нескольких поколениях.

А вы какие страхи и ожидания проецируете на своих детей?

Чтоб не нагнетать чувство вины, скажу- дети часто обучаются самостоятельно приспосабливать многие родительские страхи в полезные для себя качества и свойства. Это такая пружина- чем туже затянули – тем дальше может «забросить».



Comments

( 24 comments — Leave a comment )
iwsrus
Feb. 8th, 2011 08:32 pm (UTC)
В «диких» сообщества такой переход из детства во взрослое состояние происходил (и происходит сейчас) в 6-7 лет.

Не совсем все-таки во взрослое. Но в социальную жизнь, да. И идут уже процессы социализации. У более-менее высокоорганизованных животных тоже так, хоть и на более коротких промежутках времени.

Вероятно, проблема тут в том, что современное (по крайней мере — российское) общество просто не знает, какой должна быть эта социализация, соответственно, школа ее дать не может (и не дает), тогда как по всем критериям находится на месте именно этого института первичной социализации.

Заминка, на мой взгляд, в том, что общество а) крайне неоднородно de facto при формальном равенстве de jure; б) нестабильно в том смысле, что жизнь весьма быстро меняется. Первый фактор может быть учтен диверсификацией школ, когда каждый родитель может выбрать соответствующую его «кругу». Что делать со вторым — понятия не имею.
iwsrus
Feb. 8th, 2011 08:35 pm (UTC)
А родители при этом просто чувствуют (или понимают — в зависимости от степени «сознательности»), что эту функцию выполнить не могут по определению. Это в любом случае должен быть внешний по отношению к семье институт.
nvlasova
Feb. 8th, 2011 08:43 pm (UTC)
Эээ... Пост немного не о школе, но о школе тоже интересно поговорить.Мне кажется что современная школа забыла, что когда-то у нее была такая функция - социализация. Сейчас не то, что об этом не помнят, но не знают как это делать. А школа всегда отставала от жизни и так будет всегда. Ей необходимо быть консервативной, чтобы транслировать ценности. Ценности же не могут менятся два раза в год. Наши ценности закладывались сказками братьев Гримм, да и сейчас не далеко ушли. Все можно восстановить, если понимать что делаешь. Но про социализирующую роль школы надо писать отдельно.
iwsrus
Feb. 8th, 2011 08:54 pm (UTC)
Так все дело в том, что эту функцию никто не выполняет. Родители в принципе тут ничем помочь не могут, независимо от того, «наигрались» или нет (и это хорошо, когда «наигрались», когда сознают, что чего-то для следующего этапа не хватает, и они дать не могут).
nvlasova
Feb. 8th, 2011 09:02 pm (UTC)
С этим согласна - функцию никто не выполняет.
Но это оборотная сторона представлений о "совковом образовании". Там модл все строилось на принуждении, а сейчас мы дадим детям полную свободу и будет у них н как у нас - счастливое детство. Тогда как социализация и "окультуривание" всегда принуждение. Приучать ребенка к горшку, вилке и ложке, зубной щетке и каждодневному умыванию тоже часто приходится помимо его воли. Про пресловутый "индивидуальный подход"( в современном варианте) я вообще молчу. Если все строить ТОЛЬКО с учетом индивидуального подхода - значит отставлять детей в режиме взаимодействия "мама и ребенок". Такие дети не переходят в режим "мы". А это значит плохо получается дружить, любить и строить семью. И работать командами не получается. Много еще минусов.
iwsrus
Feb. 8th, 2011 09:17 pm (UTC)
Так принуждение принуждению рознь. Советское образование как раз воспитывало инфантилов, тщательно выбивая инициативу и индивидуальную ответственность... И в целом ему это удалось. «Дикие» общества в этом плане построены гораздо разумнее. Хотя бы потому, что патерналистское племя банально не выживет.
arens
Feb. 8th, 2011 08:44 pm (UTC)
Мне вот не нравится, что он у меня трусишка и даже кроликов в зоомагазине боится:) Собственно единственное, что меня реально тревожит, мальчику с таким характером сложно будет. Я сама трусишка, но девочкам разрешается:) Я пытаюсь не акцентировать свои опасения, в надежде, что подрастёт поумнеет. К маю вообще котят возьму парочку, пора ребёнку зверьё заводить, а то у нас пока только дождевые черви в роли домашних животных.

Это тоже проекция получается?
nvlasova
Feb. 8th, 2011 08:53 pm (UTC)
Может быть. С ходу сложно сказать. А чего девочке то надо быть трусишкой? Скорее Вы хотите, чтоб он не ввязывался в конфликты и сами конфликтов боитесь.
Но это так - мои фантазии. Не принимайте близко к сердцу.
nvlasova
Feb. 8th, 2011 08:55 pm (UTC)
Может он у Вас будет знатным червякоисследователем:))Не каждый согласиться на дождевого червя в качестве домашнего животного держать.
arens
Feb. 9th, 2011 01:55 pm (UTC)
Это муж не соглашается:), а в пять лет червяки ещё вызывают восторг! И заодно перерабатываются знания, вот у Тюши теперь все плюшевые рыбы какают исключительно гумусом:) Я в его возрасте очень хотела гусениц шелкопрядов. Кто из них краше ещё вопрос, а бабочки шелкопряда, когда вылупилисьтак вообще были сплошное разочарование - крупногабаритная такая моль ползала по занавеске и откладывала яйца. Но незабываемо:)

Не, я просто к тому, что с девочек никто не требует давать сдачи, от меня никто не ожидал, что я пойду квасить морду обидчику. А вот от мальчика вполне ожидается, что он за себя постоять может. Это же классика мужской добродетели. Я наоборот хочу, что-бы самостоятельно отпинался хоть раз. Он мне как-то расказывал, что пришёл мальчик из ясельной групы!, "он так странно ходит" то есть только что с четверенек поднялся:), и ударил. Тюша этого карапуза как минимум втрое старше. Я его спрашиваю, "Ты сдачи дал?" "нет, я убежал. Я быстро бегаю, никто меня не догонит" Вот что правда, бегает он действительно быстро:) Хоть плачь хоть смейся.

Настоять на своём в откровенно конфликтой ситуации я научилась годам к двдцати никак не раньше:) Это был длительный и небось неоконченный ещё процесс. Хотелось-бы сыну помочь его сократить:)
v_s_e_horosho
Feb. 9th, 2011 06:41 am (UTC)
оченЬ, очень полезно было прочитать! теперь все стало немножко понятнее :)
nvlasova
Feb. 9th, 2011 08:44 am (UTC)
Рада, если пригодилось.
l_yagushonok
Feb. 9th, 2011 08:44 am (UTC)
Очень благодарна Вам за этот текст, кое-что очень важное стало понятнее.
nvlasova
Feb. 9th, 2011 06:07 pm (UTC)
Очень рада.
mira_420
Feb. 9th, 2011 06:39 pm (UTC)
Очень интересно про связь затухания инстинкта и кризисом подросткового возраста. Кстати, и тут, читала, физиология никуда не девается - пишут, что запах собственного ребенка (полагаю, противоположного пола - в статье не уточнялось) вызывает отторжение. Механизм анти-инцеста.
Мои страхи относительно ребенка (которые всеми силами стараюсь не проецировать) касаются здоровья. В остальном - плыву по течению. Задолго до беременности мне казалось, что самым ужасным для меня будет произвести на свет глупого человека. Не знаю почему - может, что-то переключилось в голове, может, все-таки потому, что ребенок пока не дает поводов для опасений за его IQ, этот страх сошел на нет. Теперь боюсь, что не сумею хорошо воспитать - это тоже может проецироваться?
nvlasova
Feb. 9th, 2011 06:42 pm (UTC)
Проецируется что-то конкретное. А Ваши страхи немного абстрактны:)Что значит- не сумеете хорошо воспитать? Что он будет делать- невоспитанный?
mira_420
Feb. 9th, 2011 07:09 pm (UTC)
Просто не стала расписывать, а то слишком многобуквенно получится :). Если скомпилировать, то, пожалуй, хорошим воспитанием я считаю выполнение человеком 10 заповедей. Хотя первые три для меня не принципиальны, так что довольно и семи.
nvlasova
Feb. 9th, 2011 07:12 pm (UTC)
А какая самая принципиальная из оставшихся?
mira_420
Feb. 9th, 2011 07:25 pm (UTC)
Перепутала - непринципиальны первые 4. Остальные 6 равнозначимы: чти близких, не убивай, не спи с кем попало, не воруй, не сплетничай, не завидуй.
ira_mf
Feb. 9th, 2011 08:39 pm (UTC)
"дети часто обучаются самостоятельно приспосабливать многие родительские страхи в полезные для себя качества и свойства"

ммм, как это в тему моему недавнему инсайту. Я внезапно поняла, как мне помогает то, чему я научилась в родительской семье. Как во многих ситуациях, в которых другие спотыкаются, я продолжаю идти, потому что у меня есть этот опыт, это умение.
nvlasova
Feb. 9th, 2011 08:42 pm (UTC)
Да, это так. У меня он тоже есть:))
elisapeyron
Feb. 10th, 2011 08:15 am (UTC)
мне кажется Яркий лучше меня. моя мама говорила что дети должны быть лучше своих родителей иначе не будет прогресса. так что я думаю это нормально.
еще мне нравится учится у него человечности.
кстати у него начался период плаксивости. вижу плачет.
- что случилось?
- я такую картину красивую нарисоваааал, ыыыы...
и так во всем - картины, музыка, фильмы, все такое красивое и вот ничего не может с собой поделать. гормоны?
maria_gorynceva
Feb. 11th, 2011 06:02 pm (UTC)
Да уже ничего. Деть выросло и сепарировалось.
stuudentt
Mar. 4th, 2011 02:00 pm (UTC)
на 5 из 5
( 24 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com