?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И еще у меня вот вопрос, о знаменитом японском воспитании, когда ребенку все можно, это миф?- вопрос из одного из предыдущих постов http://nvlasova.livejournal.com/75726.html

Нам кажется естественным, что самое сильное дисциплинирующее воздействие на человека оказывают в детские и юные годы, а затем ему предоставляется все больше личной инициативы. Японец же именно в среднем возрасте меньше всего хозяин сам себе. Но, как ни странно, к этому его приучают подчеркнутой, даже чрезмерной свободой в ранние годы жизни.


Многих иностранцев поражает, что японские дети вроде бы никогда не плачут. Кое-кто даже относит это за счет знаменитой японской вежливости, проявляющейся чуть ли не с младенчества.

Причина тут, разумеется, иная. Малыш плачет, когда ему хочется пить или есть, когда он испытывает какие-то неудобства или оставлен без присмотра и, наконец, когда его к чему-то принуждают. Японская система воспитания стремится избегать всего этого.

Первые два года младенец как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, по ночам кладет его спать рядом с собой и дает ему грудь в любой момент, как только он этого пожелает. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук, не пытаются приучать его к какому-то распорядку, как-то ограничивать его порывы. От матери, бабушки, сестер, которые постоянно возятся с ним, он слышит лишь предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». И эти три слова входят в его сознание как нечто однозначное.

Короче говоря, детей в Японии, с нашей точки зрения, неимоверно балуют. Можно сказать, им просто стараются не давать повода плакать. Им, особенно мальчикам, почти никогда ничего не запрещают. До школьных лет ребенок делает все, что ему заблагорассудится. Прямо-таки с молоком матери впитывает он уверенность, что его самолюбия не заденут даже родители.

Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Пятилетний карапуз, которому наскучило дожидаться мать в парикмахерской, может раскрыть банки с кремами, вымазать ими зеркало или собственную физиономию, причем ни мастер, ни сидящие рядом женщины, ни даже мать не скажут ему ни единого слова. (не потому что все терпимы, а чтобы помочь матери "сохранить лицо")

В разгар международного конкурса исполнительниц партии Чио-Чио-Сан несколько таких малышей затеяли возню в проходе перед самой сценой, а потом, надувая щеки, принялись подражать певицам, – в переполненном зале никто даже глазом не повел.

Воспитание японского ребенка начинается с приема, который можно было бы назвать угрозой отчуждения. «Если ты будешь вести себя неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя» – вот типичный пример родительских поучений.

Боязнь быть осмеянным, униженным, отлученным от родни или общины с ранних лет западает в душу японца. Поскольку образ его жизни почти не оставляет места для каких-то личных дел, скрытых от окружающих, и поскольку даже характер японского дома таков, что человек все время живет на глазах других, – угроза отчуждения действует серьезно.

Школьные годы – это период, когда детская натура познает первые ограничения. В ребенке воспитывают осмотрительность: его приучают остерегаться положений, при которых он сам или кто-либо другой может «потерять лицо».

Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые прежде выражал свободно, – не потому, что видит теперь в них некое зло, а потому, что они становятся неподобающими.

Однако полная свобода, которой японец пользуется в раннем детстве, оставляет неизгладимый след на его жизненной философии. Именно воспоминания о беззаботных днях, когда было неведомо чувство стыда, и порождают взгляд на жизнь как на область ограничений и область послаблений; порождают необъяснимую на первый взгляд противоречивость японского характера.

Вот почему японцы столь снисходительны к человеческим слабостям, будучи чрезвычайно требовательными к себе при выполнении многочисленных моральных обязательств. Всякий раз, когда они сворачивают с главной жизненной колеи в «область послаблений», свободную от жестких предписаний и норм, они как бы возвращаются к дням своего детства.

Античная цивилизация Запада совершенствовала человека, подавляя в нем животные инстинкты и возвеличивая духовное начало. Что же касается японцев, то они и в своей этике всегда следовали тому же принципу, что и в эстетике: сохранять первородную сущность материала. Японская мораль не ставит целью переделать человека заново, а стремится лишь обуздать его сетью правил подобающего поведения.

Инстинктивные склонности и порывы остаются в неизменности, лишь связанные до поры до времени этой сетью. Отсюда противоречивость и даже взрывчатость японской натуры.

Излюбленный афоризм американцев о том, что людьми прежде всего движет стремление к счастью, представляется японцам аморальным. Счастье, на их взгляд, – это лишь приятный момент отдыха, как бы перекур на пашне, но никак не движущая сила и не цель жизни.

«Избегай излюбленных удовольствий, обращайся к неприятным обязанностям» – эта строка, завершавшая когда-то сто законов Иеясу, доныне живет как пословица. Сила воли, способность ради высшего долга отвернуться от наслаждений, которые вовсе не считаются злом, – вот что японцы почитают добродетелью.

В противоречивом сочетании требовательности и терпимости опять-таки проявляется идея подобающего места. Жизнь разграничена на круг обязанностей и круг удовольствий, на область главную и область второстепенную, в каждой из которых действуют свои мерки, свои нормы поведения.

Итак, есть время, когда человек руководствуется обязанностями, когда над ним довлеют ограничения; и есть время, когда наступает черед удовольствий, когда можно свернуть в область послаблений. Но там, где эти две стороны жизни вступают в противоречие, выбор бывает лишь один: человек должен поступать не так, как ему хочется, а так, как в его положении надлежит.

Всеволод Овчинников
Ветка сакуры

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
plumbumz
Jan. 12th, 2011 12:45 pm (UTC)
любопытно, а с какого момента в Японии детей стали воспитывать... не, лучше скажу растить - таким образом?
есть инфа?
nvlasova
Jan. 12th, 2011 12:48 pm (UTC)
Это то, что называют "традиционным японским воспитанием":) Вроде со времен феодализма:)
plumbumz
Jan. 12th, 2011 01:11 pm (UTC)
ясно 8-]
сейчас, покопавшись в закромах памяти, обнаружил что слышал о таких методах еще в СССР 8-]

да, когда люди вырывают кусок чужой культуры и пытаются в нашем обществе взрастить из него что-то дельное - это выглядит нелепо 8-]

или это попытка вырастить Русского Японца? как вы считаете, чем руководствуются мамочки, берущие это на вооружение?
(no subject) - nvlasova - Jan. 12th, 2011 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zelmedv - Jan. 12th, 2011 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Jan. 14th, 2011 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Jan. 14th, 2011 08:44 pm (UTC) - Expand
innalav
Jan. 12th, 2011 02:01 pm (UTC)
Очень давно прочла я эту книгу, и теперь обязательно перечитаю!
Спасибо за ответ. Теперь многое ясно.Но ведь им должно быть очень трудно переходить от состояния вседозволенности к состоянию ограничений. Как они справляются с этим. Да...
А еще, вспомнился фильм Такэси Китано "Куклы".
nvlasova
Jan. 12th, 2011 02:11 pm (UTC)
И видела и другие статьи на эту тему, но эта книжка оказалась под рукой. У меня есть бумажная версия и я нашла ее в инете.
Так они собственно подготовлены к переходу наблюдением за родителями и за старшими братьями и сестрами. Они же изначально знают что в определенный срок этот период закончится. И им об этом постоянно напоминают.
sti11born
Jan. 12th, 2011 02:37 pm (UTC)
Спасибо! Надо будет обязательно прочесть всю книгу, очень хорошо написано...
Интересный подход.
Мне очень часто, даже муж и бабушка, которая с нами живет, говорят, что я "слабохарактерная", "сюсюкаюсь с сыном", "не воспитываю его" и прочие прелести, именно из-за того, что тоже часто беру его на руки (мне не сложно, я даже внимания на это не обращаю), носила "привязанным", когда орал в коляске, ночью спим вместе, ГВ, режим тоже он сам для себя часто определяет... Мне так удобно, ему тоже. Удобнее уложить его, когда хочет, чем часами уговаривать, если он еще не напрыгался. Только вот не понимаю, как это относится к воспитанию? - мне кажется, это больше из области потребностей, особенно на первом году жизни.
Но, как мне кажется, базовые потребности ребенка и просто социально неодобряемое поведение (а-ля размазывать чужие крема, шуметь во время концерта) - это "две большие разницы". У нас в обществе очень высок градус нетерпимости к другим, и очень снисходительно люди часто относятся к себе, у японцев - наоборот. Мне ближе второй вариант, но до него еще расти и расти. А ребенка я готовлю к нашему обществу, т.е. социально неодобряемые действия (мешающие другим) - пресекаются.
brother2
Jan. 12th, 2011 02:52 pm (UTC)
Тут есть один очень интересный момент: вроде как и корейцы и китайсы тож до 2-3 лет висят на матери (кстати лежачих колясок в Японии в продаже просто нет), вроде как та жен угроза отчуждения, да и школы у них похожие,
но при этом японцы - тормозные и застенчивые, а континентальные восточноазиаты - дерзкие, если не сказать борзые и шустрые. Сами японцы считают, что это от мяса и красного перца.

Кстати тут в тексте интересное противоречие насчёт терпимости к слабостям и угроз социальным осуждением: если бы они были реально терпимыми, тогда социальное осуждение было бы пустым звуком, но реально это только сейчас немного рперестаёт работать, значит нет никакой терпимости (кстати и на законодательном уровне тоже: Япония не подписала декларацию прав человнека, а рассовая дискриминация законодательно не запрещена), да и существование сословий (не то чтобы каст, но где-то рядом) тож как-то не раскрыто.

На мой взгляд азиатская система воспитания всё таки не то что нужно в бСССР ибо зависимость от того, что люди подумают, и прочего итак слишком велика и обременительна, куда уж дальше цепляться за пережитки феодализма (а то и рабовладения).
nvlasova
Jan. 12th, 2011 03:09 pm (UTC)
Я думаю, что дело еще в нехватке ресурсов. Японцы с рождения привыкают себя в этом ограничивать. Земли не хватает, возможности побыть одному-никакой. вон даже спят в капсула:)Едят всякую гадость:) А при феодализме - тем более. У них, мне кажется, на бессознательном уровне записано, что надо себя ограничивать. Чтобы окружающим хватило. У китайцев этого нет.
Ну и питание, наверное, отпечаток накладыает:))
А еще у них все ритуализировано. в современном китае такого, кажется, нет.
Мне еще цитата понравилась:
Наш этикет начинается с изучения того, как предлагать человеку веер, и заканчивается правильными жестами для совершения самоубийства.
Какудзо Окакура, Книга о чае. Токио, 1906

В общем, если тебя из поколения в поколение учили как правильно и красиво убиться - станешь тут тихим:)

А про терпимость к слабостям- нет здесь противоречия. Слабостям отведено свое место. И к ним терпимы в определенных рамках и в особо отведенных местах. Человек может биться головой о стену - скажут :бывает, сорвался.Спокойно отнесутся. Или вот дегустация человеческих какашек. Особой популярностью пользуются, говорят, от девушек-подростков. Где еще можно найти столько извращений. Но все это в свободное время и в отведенных местах. А вот если не вовремя и не в том месте, то -социальное отчуждение.
brother2
Jan. 12th, 2011 03:45 pm (UTC)
Гадов - это в китае едят, как и вообще всё что растёт и движется, японцы в этом отношении вполне для нас приемлемы (да и германизация до войны, и американизация после сказались). Из японских блюд которые европейсы первого года тут немогут освоить все поголовно только - нато, какие-то сопливые бобы, всё остальное вполне приемлемо.

Насчёт дегустаций какашек - не знаю, видимо мне как варвару-беложопому не предлагали. Что же до извращений, то если отделить от них местный колорит, то сущность их можно описать одним словом - "достоевщина", человек с одной стороны понимает, что он нарушает, но при этом прёцо от нарушения, от того что его могут поймать, типа он выше этих условностей, да ещё его и не поймали. Такие садо-мазо отношения с обществом (и репресивной семьёй). Кстати про семью такая интересная деталь: японец может быть в нормальных отношениях с братьями и сёстрами, но не знать их адресов и номеров телефона, и это считается нормально.

Особенности же Японии по сравнению как с нами, так и с ближайшими соседями, а так же со странами рыжеволосых варваров вот в чём: в Европе городская культура сформировалась ещё в античность и к моменту появления государства она была завершена, у нас и китайцев - сначала появилось государство, а потом селяне попёрли в города, а у японцев как раз формирование гордской культуры пришлось на период прижима феодалов и построения бюрокраьтического государства и оттого у них в семье с одной стороны остались сельские заморочки, а с другой какие-то государственнические штучки тож там отразились. Это конечно очень схематично, но пока мне как-то так видится причина отличия японцев от их соседей.
(no subject) - nvlasova - Jan. 12th, 2011 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brother2 - Jan. 12th, 2011 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Jan. 12th, 2011 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brother2 - Jan. 12th, 2011 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Jan. 12th, 2011 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brother2 - Jan. 12th, 2011 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Jan. 12th, 2011 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brother2 - Jan. 12th, 2011 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Jan. 12th, 2011 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - innalav - Jan. 13th, 2011 05:32 am (UTC) - Expand
mira_420
Jan. 12th, 2011 05:00 pm (UTC)
Благодаря интернету и рассказам друзей-знакомых, живущих заграницей, у меня сложилось впечатление, что все описанное характерно и для западного воспитания, так что в плане дисциплины детей в России держат просто в черном теле - в той же Европе и для ребенка, и для окружающих взрослых совершенно нормально, когда хватаются и тут же съедаются вкусности в супермаркетах, расползаются по полу в аэропортах или кафе, не уступаются места старшим и пр., что поначалу повергает в шок наших соотечественников. Кстати, у Рубиной в "Детях" об этом тоже хорошо написано.
nvlasova
Jan. 13th, 2011 07:37 am (UTC)
На самом деле разговор не совсем об этом. Понятно, что если малыш загребет какие-нибудт конфеты в супермаркете или игрушку или даже будет подпевать певцам - ничего страшного в этом нет.И обычно в таких случаях родители на него не орут, а спокойно переключают его внимание на что-то другое: собачка пробежала, машинка проехала и т.д. Ему же все равно все интересно. Другое дело, когда, например ребенок грязными ногами ходит по сидениям метро и мама не только ему замечание не делает, но и еще ругается с другими пассажирами, которые пытаются ребенку запретить это делать. И кричит о том, что вот в Японии ребенку ничего не запрещают. А что разве в европейской стране принято давать ребенку специально ломать и портить предметы?Не замечала. Но тут выше правильн писали, что японские дети такие же как японское общество. Они изначально и не делают ничего предосудительного, а например ту же грязь надо еще найти. В каком нибудь Париже тоже трудно пачкать лавки, потому что на улицах чисто:)
mira_420
Jan. 13th, 2011 10:15 pm (UTC)
В том-то и дело, что загребание конфет и игрушек не пресекается, ибо считается нормой. А для подростков часто нормой является, например, положить ноги в обуви на столик в кафе. Они так живут, так привыкли. Мы живем по-другому. И своему ребенку я не позволю делать что-то подобное несмотря ни на какие Европы-Японии. Но вот у Рубиной (прошу прощения за навязчивую рекламу :)) мне очень понравилась следующая формулировка вопроса, который, мне кажется, здесь и обсуждается:

"Каким образом эти разболтанные, неприученные к систематическому труду "мами" становятся серьезными людьми, отлично ориентирующимися в море специальной литературы и знающими к а к взять из университетского курса самое важное и нужное для себя — сие для меня пока загадка.

Как загадка и разительное превращение наглого восемнадцатилетнего обалдуя в солдата Армии Обороны Израиля, человека, на которого с первых дней государство взваливает величайшую ответственность за личное оружие, постоянно при нем находящееся — будь то на полигоне, в городском транспорте или ночном баре."

В-общем, невольно задумаешься, почему же при всей суровости (по сравнению с западно-восточным) воспитания из наших детей вырастает то, что вырастает? Как-то так :)
nvlasova
Jan. 14th, 2011 07:15 am (UTC)
Мне кажется, что где-то в обсуждениях уже был ответ на этот вопрос. Сама среда формирует. Как бы ни воспитывали японского ребенка, он видит что окружающие взрослые вежливые, сдержаные, почтительные, работящие и.д. И он в итоге сам становися таким. Как огурец в рассоле. В Израиле видимо что то подобное. А наш ребенок что видит вокруг? Сломанные скамейки, матерящихся взрослых, хамство и грубость. Я как то в блоге публиковала письмо от классной руководительницы класса где я проводила тренинг. Так вот она писала что на родительском собрании МАМОЧКИ РЕШИЛИ НЕ МАТЕРИТьСЯ ДОМА, чтобы не подавать детям дурной пример. Это родители детей - семиклассников. Т.е до этого решения мат дома от мамы - вполне обычное явление. А Вы говорите...
Где-то так:)
(no subject) - mira_420 - Jan. 15th, 2011 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Jan. 15th, 2011 06:17 pm (UTC) - Expand
hsoyou
Jan. 16th, 2011 06:26 pm (UTC)
Надя, у меня есть книжки Дронишинеца о японском воспитании и менеджменте, в них есть дельные мысли и много статистики. Если интересно, могу отсканированный вариант прислать (тираж у книг был крошечный).
nvlasova
Jan. 16th, 2011 07:58 pm (UTC)
Было бы очень интересно. Спасибо.
( 31 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com