Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Рецензия! Хотя никто не просил...

Данная рецензия появилась в ответ на Психоаналитическое эссе о Снейпе и Джоан Кэтлин Роулинг "Укрощение принца"  http://anerin.livejournal.com/129914.html?style=mine
  Писать ее, в общем, никто не просил, если не считать скромной фразы </a></font></b></a>xvostoroga  :"а нет ли там в структуре личности, как бы сказать, непроработанного эдипа? (прошу прощения, я не спец)Интересно мнение специалиста"
Вот вам мнение специалиста. Хотя и написанное в несколько "разобранных" чуйствах.  Сама от себя такого не ожидала.
Интересно мнение о сем произведении Снейпоманов, Снейпофобов и случайных прохожих, не охваченных страстью к Гарри Поттеру.

Не Эдипом единым...

Психоаналитический ответ на психоаналитическое эссе.

 О методологии.

 

Нельзя одновременно анализировать героя произведения как личность и  как симптом автора. Не получается анализа и того и другого. Получается поверхностный пересказ сюжета с вкраплениями авторских (автора эссе) ремарок и неправильной (неполной) интерпретацией мифологического материала. Кроме того, автор эссе плохо знает теоретическую базу современного психоанализа. Весь психоанализ у него укладывается в рамки эдипова комплекса. Вывод - учите матчасть(с)

 

Еще одной ошибкой автора эссе является «принятие на веру» того, что Роулинг говорит о своих персонажах во время конференций и интервью.  Так как любое художественное произведение является, в какой то мере,  «отыгрыванием симптомов» с целью взятия под контроль, а, в идеальном варианте,  избавления от них,  все высказывания автора о героях также следует воспринимать как симптом.

 

 

В целом, на мой взгляд,  заявленная цель эссе: «рассмотреть отношения между автором и персонажем, Дж.К.Р. и Снейпом, используя некоторые элементы психоаналитического разбора», - не была выполнена. Девяносто процентов времени и места, автор потратил на собственные интерпретации по поводу героев Роулинг, в ущерб разбору Снейпа как симптома автора. Чего на самом деле требовала заявленная цель.

 

Кстати, я была бы благодарна переводчику, если бы он указал, какое отношение автор имеет к психоанализу. Например, какое учебное заведение заканчивал и как долго проходил анализ. Не сочтите за высокомерие – просто любопытствоJ

 

 О некоторых гипотезах автора эссе и их последствиях.

 

О причинах расщепления.

 

Первой ошибочной гипотезой автора эссе является представление о том, что наличие прототипа у героя является объяснением двойственного отношения Роулинг к Снейпу. С точки зрения психоанализа, воспоминание о каком то человеке является точно такой же фантазией, как полностью придуманный герой.  Память человека избирательна. И избирает именно то, что человек хочет по каким то причинам помнить. Т.е в воспоминаниях, наш образ какого- то человека, всегда, по определению, не полон. Особенно когда этот образ «нагружен» какими-то негативными переживаниями.

Значит разница в отношении к Снейпу и Амбридж связана не с разницей в наличие или отсутствии прототипа, как такового. А скорее в наличие некоторых чувств самой Роулинг, которые она безуспешно пытается скрыть. Появление Принца-полукровки, явилось не следствием того, что Роулинг надо было компенсировать «плохость» Неттлшипа, а следствием того, что она была влюблена в Неттлшипа. Хотя может быть и неосознавала этого. Так, приписываемый Роулинг фанатам Снейпа «синдром любви к плохим мальчикам» вполне может быть заменен на «синдромом любви к плохим преподавателям»J самой Роулинг.

 

О феминности Снейпа .

 

 

Прежде всего, хочется сказать, что приписывание герою феминных или маскулинных черт характера, только исходя из его внешности, является ошибочным. В данном случае формат произведения Роулинг не предполагает, что во внешности героев должны быть отражены «плохость» или «хорошесть» героев или какие то иные специфические характеристики.

Что же касается эпизодов с переодеванием Снейпа в женское платье  в ситуации с боггартом и встречей с Лили, то на мой взгляд они имеют несколько другую мотивацию. С боггартом, я бы предположила попытку самой Роулинг избавиться от некоторых чувств к Снейпу (смотри Приложение 2). В ситуации с Лили догадка автора эссе, скорее всего, была верна. Снейп вполне мог быть одет в «материнскую» блузу, как символ нахождения во власти материнского архетипа (или материнского смыслообразования).(смотри Приложение 1) Это связано с развитием характера самого Снейпа. Не берусь судить  осознанно или неосознанно Роулинг описала именно такой тип развития характера героя.

На мой взгляд Снейп, скорее, не феминный, а фаллический персонаж с некоторыми андрогинными чертами(вернее с некоторой спутанностью черт). Т.е психологически он сочетает в себе и те и другие черты. С точки зрения современного психоанализа это говорит о наличие некоторой доэдипальной проблематики(связанной с его отношениями с матерью),.  А с мифологической: о его принадлежности к миру богов – творцов.

С точки зрения Юнга,  патронус Снейпа,  скорее, олицетворяет Аниму – женскую душу в мужчине. В это смысле символом  Анимы Снейпа может вполне быть Лили. Главное помнить, что наличие Анимы, не делает мужчину женщинойJ

 

В главе «О прядильщиках и чулках», автору эссе, опять же, не достает знания мифологического материала.

«…если считать паука изначальным прядильщиком, то согласно классической мифологии, паук – это женщина, Арахна, которую превратила в восьминогое животное Афина/Минерва в наказание за победу над ней в ткаческом состязании».

Почему автор решил, что в понимании образа стоит обращаться именно к греческой мифологии?

«Энциклопедия символов», кроме приведенного,  предоставляет много трактовок этого образа.

http://slovari.yandex.ru/dict/encsym/article/SYM/sym-0522.htm?text=%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BA%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B

ПАУК — символ дикости, зла и дьявола, ткущего паутину для того, чтобы захватить души грешников. Также паук служит для характеристики скряги, "пьющего кровь" из бедных, как паук из мухи. С другой стороны, паук считается насекомым, приносящим удачу, и существует примета, что убийство паука сулит неприятности. Поскольку паук олицетворяет кровожадность и неутомимость в плетении сетей для ловли удачи, считается, что он приносит удачу и письма.

Все эти легенды представляются следствием всеобщего почтения к пауку, которое встречается во всем мире. Племена Тропической Африки обожествляли паука как творца Вселенной. Имена божественных пауков — Ананси, Дидобе, Заколо, — наделенных чувством юмора, сноровкой и мудростью, сохранились не только в мифах тайных обществ, но и в сказках африканских народов. У кельтов паук — собиратель и держатель нитей жизни, а у греков и египтян — символ судьбы. Паук, плетущий искусную паутину, в Индии — символ космического порядка, уподобленный Майе, непрерывно плетущей паутину иллюзий мира чувств. Известно изображение Майи как паука в центре сплетенной паутины, которую замыкает кусающий себя за хвост Уроборос. В пустыне Наска сохранилось пятидесятиметровое изображение паука, выполненное одной непрерывной линией. Паук, возможно, был тотемом одного из индейских племен, а его изображение использовалось в ритуальных танцах индейцев, вымаливающих у тотема хорошую судьбу.

В алхимии паук воплощает процесс непрерывной трансмутации, происходящий на протяжении жизни, регуляцию связей и соотношений с биологическим, социальным и космическим порядком вещей. Выбрасывая "луч" из самого себя, он в ряде случаев уподобляется солнцу и является его символом. Очень важен созидающий аспект паука, плетение им нити из самого себя. Так, в Упанишадах он выступает символом саморазвития.

Как разрушительная сила, паук означает другой цикл в становлении мира или представляет собой некий амбивалентный образ, отражающий чередование сил созидания и разрушения в космосе, подобно концентрическим кругам в паутине. Как сила, поглощенная плетением смертной ловушки, он имеет лунный аспект: паук связан с луной постоянными трансформациями ее формы, сетью лунного света, набрасываемого ночью на предметы. Как создающий покрывало, скрывающее подлинную суть явлений, он воплощает элемент фантазии.

Паук является символом пожирания времени, соединяющим преходящее с вечным. Он содержит идею колеса жизни, центром вращения которого является сам — потенциальный источник смерти. За этими представлениями стоит буддийское понимание жизни как страдания, а также элементы гностического видения мира, созданного из зла и движимого добрыми побуждениями.

По приметам паук предвещает хорошую или плохую судьбу, в зависимости от цвета — черный или белый. Паук в доме считается доброй приметой, знаком процветания и счастья. В Англии верят: если паук спустится или упадет на человека с крыши, тот скоро получит наследство. Маленького красного паучка называют по-английски "деньгопрядом", так как верят в его способность приносить деньги, если его носить в кармане.

Т.е мы видим что паук имеет двойственный характер. Что и является его основной характеристикой. Что с моей точки зрения подкрепляет идею об андрогинности.

Отсюда у меня нет «короткой ассоциативной цепочки к синему чулку»J Хотя если брать этот образ, он тоже скорее говорит об андрогинности, ибо «синим чулком» называют женщину, демонстрирующую мужской тип поведения, избыток маскулинности или фалличности.

Что касается ссылки на игру слов в оригинале, то тут я повторяю,  у самой Роулинг имеются причины приписывать Снейпу женские черты.

«Мужское ассоциируется с Гриффиндором, женское – со Слизерином»

Автор эссе имеет предвзятое мнение о глубинной связи Слизерина (и Снейпа, как мы показали выше) с женским началом.  Скорее можно найти связи с  бессознательными (вытесняемыми) или отрицаемыми желаниями, страхами и фантазиями (*). Если уж ссылаться на Юнга, я бы сказала, что Слизерин является Тенью Гриффиндора.  Он выражает собой все то что Гриффендор не хочет признавать в себе (не деля на мужское и женское) Но что тоже, естественно, имеет право на существование. Не надо забывать что Хогвартс готовит «светлых» волшебников. Поэтому выпускники всех четырех факультетов, какие бы черты они не предъявляли, являются носителями «нормы».

 

В мифологической традиции  Слизерин, скорее, можно связать с образом Трикстера.

В качестве подтверждения возьмем образ трикстера из энциклопедии 

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/4/47/1011926.htm?text=%D0%BF%D0%B0%D1%83%D0%BA%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B

 

 ТРИКСТЕР (англ. trickster — обманщик, ловкач), архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли

Трикстер (в мифах разных культур воплощенный в Кролике, Вороне, Пауке и т.д.) отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний, его поведение определяется инстинктами и импульсами. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое.

В подавляющем большинстве мифов трикстер — «второй» творец мира; в определенном смысле он является комическим дублером культурного героя. (Или опять же по Юнгу: Тенью Героя или героем -трикстером) Однако двойственность, амбивалентность заложена в самом трикстере и является его основополагающим свойством: он то остроумен, активен, находчив; то — ленив, невежествен и глуп. Трикстер — зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение. ( С точки зрения психоанализа, Трикстер несомненно является символом Бессознательного)

 

Как мы видим, с этой точки зрения, Снейп является полноправным выпускником этого факультета. Так же мы находим ответ на вопрос, является ли Снейп – героем. Является! Но в ипостаси Трикстера.

  

«Общеизвестно, что вода, преимущественно, женская стихия; кроме того, зеленый цвет может означать зависть и честолюбие[iii], серебро имеет отношение к Луне, которая управляется богиней (Дианой, Исидой; не важно, какой), в противоположность золоту – Солнцу, управляемому богом (Аполлоном Фебом, Осирисом и т.д.)»

 

Вышеприведенная цитата только в сознании автора эссе что либо доказывает. Вода является не только материнской стихией (а не просто женской), но и символом Бессознательного. Особенно темная или глубокая вода или вода в «подполье».  Зеленый цвет в мифах (особенно кельтских) символизирует связь с царством Смерти (царством мертвых). А некоторые герои являются проводниками в этот мир и обратно (герой-трикстер: паук, ворон, летучая мышь и т.д.). Что опять же отсылает нас к Бессознательному. (Кстати непонятно почему автор эссе считает зависть и честолюбие – женскими чертами ). Серебро, конечно, имеет отношение к Луне, только вот Исида никогда не была лунным божеством. В своей поздней ипостаси через связь с Хатхор, она была связана именно с солнцем. А вот Осирис, напротив, является лунным божеством. Вообще в древнеегипетской традиции, с луной были связаны мужские божества, например Хонсу – Бог Луны. Серебро также известно  как металл, убивающий нечисть, как металл – «проводник». А Луна – Солнце мертвецов.  Так что ассоциации не так однозначны.

 Так что весь приведенный пассаж является ошибочным. В данном случае Солнце (Гриффендор) представляет собой сознательные установки, а Слизерин – бессознательные или отрицаемые. Большинство читателей книги отождествляют себя с Гарри, как главным героем, и при сравнении себя с учениками Слизерина, говорят: «Это- не я». Соответственно для Слизерина Тенью является Гриффиндор. Даже подозрение на то что слизеринец может обладать какими то чертами гриффиндорца, вызывает у выпускников Слизерина (и у части читателей) возмущениеJ  Не надо забывать, однако, что и Гарри  связан со Слизерином. Только его собственное желание послужило причиной распределения его на Гриффендор. Гарри, через момент переживания смерти, связан с миром Мертвых, а, следовательно, и с образом трикстера. (он должен был умереть, но остался в живых, на пороге между жизнью и смертью)

 

Все это как раз и объясняет использование зеленого цвета в связи  со слизеринцами, и с глазами Лили , и с Гарри (у Гарри глаза матери, т.е это ее глазами он смотрел на Смерть).

 

Резюмируя, скажу, что почти все аргументы в пользу того, что Снейп является феминной фигурой, а Слизерин - выражением женского начала, являются  малодоказанными, в результате  плохого знания автором эссе мифологического материала, и, как следствие, неправильной его интерпретации.

 

Также все выводы, сделанные на основе однобокой трактовки автором эссе мифологического материала о «непрохождении Снейпом эдипова комплекса» также можно считать ошибочными.

 

 

Невыполнимое задание или Где граница между взглядами автора и Роулинг.

 

Одной из отрицательных характеристик данного эссе является спутанность (неразделенность) позиции автора и Роулинг. Так, в частности, совершенно непонятно, являются ли высказываемые в конце третье и в четвертой части взгляды, взглядами автора или Роулинг. Каким образом гипотеза автора эссе о феминности Снейпа(как мы видим неправильная), является доказательством  отношения  Роулинг к Снейпу?

 

Дж.К.Р. пускает в ход все связи с женскими качествами, которые я рассмотрела выше(читай: сама придумала), чтобы не дать себе увлечься Снейпом.

 

Судя по всему, автор не различает мнения, высказанные Роулинг в интервью и свои фантазии, откуда взялись эти мнения. Вот еще пример подобной спутанности  и приписывание Роулинг собственных взглядов:

 

Превратив Снейпа в подобие вдовца давно умершей женщины, Дж.К.Роулинг успешно лишила его сексуальности, отняла право голоса на поле отношений в настоящем и сделала из него девственную весталку у алтаря святой Лили. Другим, персонажам-победителям дозволена личная жизнь, что подчеркивается в эпилоге, где каждый персонаж женат и плодовит.**

 

 В подобных случаях требуется добавлять, хотя бы: «по моему мнению». Есть ведь разница между: «Роулинг сделала то-то и то-то..» и «По моему мнению, Роулинг сделала то-то и то-то…»?:)

 

 

 Продолжение следует.
Часть вторая http://nvlasova.livejournal.com/7396.html#cutid1

 



Tags: По натуре я не Пушкин. Я по натуре Белин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments