?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сказки для взрослых

 Меня тут попросили написать что-нибудь про сказки.  А так как сама я писать что -нибудь внятное буду долго (ну не писатель чукча:)), то я решила пока выложить статью, которую несколько лет назад по интервью со мной написала журналистка Анна Долматова. Статья эта - голимый научпоп для глянцевых журналов, но общее представление по теме дает.
Наслаждайтесь:)
Потом можете задавать вопросы или забрасывать меня камнями:) За непроходимый Фрейдизм:)


Анна Долматова

РАССКАЖИ МНЕ СКАЗКУ

Вспомните, какую сказку вы любили в детстве и … никому об этом не рассказывайте! Кроме психолога, разумеется – он сумеет объяснить вам природу ваших нынешних проблем и страхов, основываясь на невинном сказочном сюжете. Потому что невинен он только лишь на самый первый взгляд. 


Мифы, байки, прибаутки…

Наивные люди относятся к сказкам, как к развлекательным историям, не имеющим под собой никакого серьезного фундамента. Ха! Психолога на них не нашлось. Сказки – это один из самых популярных способов решить насущную проблему, и потому правильные психоаналитики всегда включают их в свой арсенал. Можете попробовать сделать это сами, с нашей помощью – как минимум, развеселитесь. Как максимум, узнаете о себе и о любимой сказке кое-что новое. 
Конечно же, ваша воля – принимать психологическую трактовку сказки всерьез или нет, и, быть может, вы найдете куда более уместное объяснение сказочным сюжетам?.. Тем не менее, сказки, прочитанные вместе с психологом, позволяют нам посмотреть на многие вещи совершенно иначе. И даже подсказать правильный выход из наболевшей или надоевшей жизненной ситуации. 
Для начала давайте определимся с терминами – какую историю считать сказкой, а какую – мифом? Мифы существовали всегда, они окружали человека с древних времен, и с помощью мифов людям в условном, символическом виде демонстрировался способ, с помощью которого можно выйти из сложной ситуации (например, если одолеют недруги, надо позвать на помощь специального греческого бога). На первый взгляд, миф и сказка ничем друг от друга не отличаются – развлекательные, поучительные, иногда страшные и почти всегда интересные истории. Единственное отличие между мифом и сказкой (разумеется, мы имеем в виду психологический момент) состоит в том, что миф учит человека, но не дает ему защиты, тогда как сказка – на самом деле - может его защитить. Сказка провоцирует страх, но она же учит с ним справляться. Впрочем, до того момента, когда в нашей жизни появляются собственно сказки, проходит немало времени – первые два года жизни малыши, как правило, слушают байки, прибаутки, колыбельные, которые с помощью ритма успокаивают их и еще сильнее привязывают к матери (потому что именно мать «воспроизводит» эти звуки). Потом, лет примерно с двух, начинается пора самых первых сказок, задача которых состоит в том, чтобы ребенок постепенно учился «отрываться» от мамы и становиться самостоятельным. 
Самые первые сказки, которые слышит маленький человек, практически не менялись на протяжении нескольких веков. Русских малышей воспитывали на классических народных сказках, произведениях Шарля Перро и братьев Гримм, и долгое время люди росли с одинаковым набором сказочных символов. Психологи считают, что это обстоятельство привело к тому, что сказки стали восприниматься людьми, как некие универсальные методы решения проблем – честное слово, далеких от детства. С помощью сказочных ситуаций коллективная мудрость словно бы готовила маленького человека к тому, что ему придется переживать в будущем. И на каждом этапе взросления ребенок извлекал из сказки особый смысл. Более того, одну и ту же сказку мальчики и девочки читают совершенно по-разному, не отличая ее, к тому же, от реальности (у детей эти границы размыты). Популярный сюжет с убийством дракона и освобождением прекрасной принцессы с точки зрения девочки иногда читается так: жила себе с папой (ну и что, что он дракон), а тут пришел какой-то тип, убил папу и увез меня с собой… Сказки сопровождают психосексуальное развитие человека, в них много сексуальной символики, и под этими символами можно разглядеть действительные проблемы, с которыми сталкиваются взрослые – и далекие от сказок! – люди. 
Классические сказки, о которых мы сегодня рассуждаем, закладывали определенный фундамент – мальчика воспитывали мужественным, а девочку – женственной. Сейчас ситуация решительно поменялась – в последние годы наравне с популярными сюжетами детям читаются авторские сказки, а некоторым и вообще ничего не читается – мультфильмы с компьютерными играми заменяют старую традицию. Скорее всего, через два-три поколения можно будет говорить о людях совершенно новых психологических типов, а пока… Пока поговорим о тех, кто помнит старые сказки! 

Возвращение Колобка

Самые первые сказки в нашей жизни – бессменный квартет «Курочки Рябы», «Колобка», «Теремка» и «Репки». Взрослого человека сюжеты этих сказок могут поставить в тупик, а вот ребенок прекрасно понимает, о чем в них идет речь на самом деле. С точки зрения психологии, первые сказки рассказывают о … рождении ребенка и травмах, связанных с рождением. Сказки иллюстрируют наши первые впечатления и учатся бороться с первыми детскими страхами. 
Вот, например, загадочная история про «Курочку Рябу». Честно говоря, взрослого человека жуть берет, когда читаешь о странных старичках, решивших разбить золотое яичко, а потом всерьез рыдающих над пустой скорлупой. Зачем били-то? 
А вот ребенок прекрасно понимает, что в сказке речь идет о его рождении, это он рождается в «скорлупе», и даже та мышка, которая махнула хвостиком – это тоже он сам. Только от него зависит час появления на свет, и никакие бабки с дедками ничего здесь поделать не могут. 
Любопытно, что в самом раннем возрасте, любовь у детей ассоциируется с поглощением – причиной тому, как легко догадаться, грудное вскармливание. Это абсолютно нормальная стадия развития, правда, у детей она нередко сопровождается страхом, что родители завели его для того, чтобы … съесть. 

История о Колобке:  

Лариса, 34 года: Обожаю тискать своего трехлетнего сынишку! Однажды я сказала ему в припадке нежности – «Темочка, ты такой у меня сладкий, такой вкусный!» Тема вдруг отстранился от меня и с ужасом спросил: «Мама, а ты меня точно не съешь?»


Этот страх прекрасно отражен в другой популярной сказке – «Колобок». История рождения Колобка прекрасно отражается в символах – все, что связано с выпеканием, психологи относят к теме родов, рождения, появления на свет. Тем не менее, коварные дед и бабка завели себе Колобка для того, чтобы съесть его, а избежать этого можно единственным способом – удрать от них подобру-поздорову. Впрочем, как показывает развитие сюжета, жизнь все равно тебя достанет и съест – что, в переводе с символического сказочного языка на психологический обозначает растворение в мире других людей. Ты отрываешься от семьи, как Колобок и… становишься частью целого мира. А вот если бы Колобок вернулся к бабке с дедом, то они бы наверняка сожрали его без всякой пощады…  
Почти все первые сказки – весьма страшные и пессимистические, но именно они давали нам фобийную прививку и примиряли нас с несовершенством мира. «Репка» - это очередная вариация сюжета о рождении, а вот «Теремок» повествует о том, что в жизни самое главное – знать чувство меры. Потому что если ты его не знаешь, то какой-нибудь медведь обязательно тебя раздавит. «Теремок», с точки зрения психологов, готовит ребенка к жизни в обществе и учит находить равновесие. 

Упреки Золушки

Если вашей любимой сказкой в детстве была «Золушка», не исключено, что с помощью этой истории вы пытались решить проблему отношений с матерью. А может быть, и сейчас продолжаете это делать... Сказки с сюжетом, подобные «Золушке» (например, «Морозко» или «Белоснежка») психологи называют «упреками к матери», и чтобы убедиться в этом, надо всего лишь прочитать оригинальный вариант старой доброй сказки. Только не пугайтесь! 
Итак, давайте посмотрим на сюжет «Золушки»… Странная семья, честное слово! Безвольный папа, злобная мачеха с отвратительными сестрами и кроткая, бедная девочка, вынужденная батрачить на всю семью. На самом деле, мачеха – это и есть настоящая мама Золушки… Мачехи в подобных сказках всегда имеют собственных, нежно любимых и беспомощных детей, тогда как неродная, милая и услужливая падчерица держится в черном теле. Объясняется эта несправедливость весьма банальной причиной. В прежние времена кормить детей грудью переставали только тогда, когда на свет появлялся следующий ребенок. И даже если молока у мамы не было, в любом случае, первый ребенок в семье единолично пользовался родительской заботой и любовью… Но вот на свет появляются младшие сестры или братья… Добрая мама тут же превращается в злую мачеху (пойди, подай, принеси, перепеленай, посмотри за сестричкой), а дочка – в несчастную, отвергнутую, забытую Золушку. Признать маму плохой девочке не хочется, поэтому надо представить себе сказочный сюжет на заданную тему. Скорее всего, он будет выглядеть так: моя мама ушла, умерла, бросила меня. А вместо нее явилась эта самая мачеха, которая теперь не дает буквально никакой жизни. 
Любопытный факт: в оригинале сказки про Золушку не было речи о хрустальном башмачке – психологи утверждают, что это намного более позднее приобретение… Изначально Золушка оставляла для принца куда более символическую приманку – башмачок, отороченный мехом… Вы, разумеется, догадались, что он символизирует – любые меховые штучки в сказках это не что иное, как эвфемизм женских половых органов. Наша Золушка сознательно завлекла Принца, поймала его на приманку собственной сексуальности, вот только на самом деле он ей совсем не нужен. Принц для Золушки – это способ уйти из семьи, от разлюбившей ее мамы-мачехи, от ненавистных сестер и безвольного папаши. На самом деле, наша Золушка совершенно не чувствует себя женщиной: это сильная, мужественная дама (психоаналитик сказал бы – «фаллическая»), и ей не нужны близкие отношения ни с принцем, ни с нищим…. Она всего лишь прячется под крылом у своего мужа от надоевших ей домашних проблем, и сказка о Золушке – это сказка о ложной женской сексуальности…
 Известно, что история заканчивается свадьбой, но нам ничего не говорится о том, как молодые супруги жили после этого замечательного дня… . Можно представить себе – ведь в психологии есть такое понятие, как «комплекс Золушки» - эти женщины способны буквально «запилить» супруга за недостаточную опрятность и полное несоответствие собственным требованиям… Что, собственно, и требовалось доказать. Из взрослых «Золушек» нередко получаются успешные женщины-руководители, абсолютно неприспособленные к семейной жизни. Они чаще всего совсем не выходят замуж, либо выбирают себе бесхарактерного мужа-тряпку, чтобы самореализовываться за его счет. 
Но в нужном возрасте сказка может помочь преодолеть стадию упрека, и снова вернуться от «злой мачехи» к доброй маме… И если девочка особенно любит сказку про Золушку, значит, она пытается справиться с этой задачей. 
Мужской вариант этой сказки – «Мальчик-с-Пальчик», вспомните, как по-свински обошлись родители с детьми из этой сказки? И все же, дети смогли их простить и оправдать.

История Золушки:

Марина, 28 лет: «Когда я разводилась в первый раз, окружающие еще молчали, но когда это случилось во второй раз – народ явно осуждал меня, мама говорила: с жиру бесишься. Оба моих мужа были безупречными – с общепринятой точки зрения – вариантами: хороши собой, умны, сексуальны, обеспеченны, ко мне относились прекрасно. Меня – что в первом, что во втором случае – тоска заедала уже на второй месяц замужества. Теперь я думаю, что мне, правда, никто не нужен, и никакая мама мне не указ – тем более, судьба младшей сестры ее всю жизнь интересовала куда больше, чем моя. Она даже на мою первую свадьбу не приехала, потому что Лелька в это время сдавала экзамены, а мы жили в другом городе. Я сама себя обеспечиваю, и счастлива, что никому не обязана отчитываться за каждый свой шаг».  


Динамо-машина в красной шапочке

Сказки, повествующие о пробуждении сексуальности, сказки, которые готовят ребенка к миру взрослых отношений, нередко оказываются действенным противоядием и отвечают на важные вопросы. Вот, например, «Красная шапочка» - популярный сюжет, над которым уже и сатирики поглумились, и пародисты прошлись по нему, не жалея любимую героиню. В самом деле, речь в сказке идет о невероятных семейных отношениях, когда мать отправляет маленького ребенка в лес, к бабушке. Мыслимое ли это дело? На самом деле, с психологической точки зрения, сказка о Красной шапочке – это сказка о первых сексуальных фантазиях. Ибо в оригинале девочка несет бабушке не только пирожки и горшочек масла, а еще и бутылочку с красным винцом. И предлагает она волку эту самую бутылочку открыть… Так что помимо прочего, сказка о Красной Шапочке – это сказка о девочке, которая с удовольствием соблазняет мужчину (волка) невинным поведением, после чего с неменьшим удовольствием, обязательно позовет охотников. В жизни такие сюжеты встречаются на каждом шагу – динамо-машина в красной шапочке получает наслаждение, используя свое тело, как ловушку для «плохих дядек». Сами по себе эти звери-мужчины ее совершенно не интересуют, ведь единственной причиной неадекватного поведения Красной Шапочки становится желание отомстить родителям, так запросто отправившим ее восвояси. Взрослая Красная Шапочка нередко выходит замуж, но она так и остается вечной девочкой, не признающей собственную женственность. Любопытно, что современные Красные Шапочки обожают связываться с местными хулиганами, бандитами, преступниками – одним словом, «волками», - и мстят им при первой возможности.

История Красной Шапочки

Алла выросла в полной семье, но мама и бабушка постоянно делили между собой папу (мужа и сына), и до девочки особого дела не было никому. В пять лет Алла услышала взрослый разговор про маньяка, орудующего в их районе, и решила поймать его. Самое удивительное, что она на самом деле встретила того самого маньяка и уже почти дошла с ним до его дома, убежав в самый последний момент. Маме она сказала, что хотела привести маньяка бабушке, чтобы та его наказала. В тринадцать лет Алле домой звонил сексуально озабоченный мужчина, но она никому (!) об этом не сказала. В восемнадцать лет она попала в «девочки по вызову» - бабушка и мама уверены, что это произошло «случайно». В двадцать лет Алла вышла замуж за местного «бандита», которого через год в очередной раз упекли за решетку. Она вполне искренне считает себя девочкой, которую все должны любить и баловать.  



Одна из самых страшных детских сказок – история про Синюю Бороду. Кто бы мог подумать, что речь в ней идет о … запрете на инфантильную мастурбацию! Сюжет, прочитанный в нужном возрасте, подсказывает ребенку, что нельзя фиксироваться только на самоудовлетворении, а нужно перейти к нормальной сексуальности (миновав, разумеется, латентный период). Ключик, который героине запрещалось использовать – это символ… клитора, и муж неслучайно говорил ей: «Делай, что хочешь, только не открывай заветную дверцу». Синяя Борода предлагал жене свой собственный мир, мир взрослых отношений, но героиню это не заинтересовало. Вместо того, чтобы общаться с мужем, она всякий раз нетерпеливо ждала, покуда он уедет из дома, и тут же хваталась за спасительный ключик. Мертвые женщины в запретной комнате шли тем же самым путем, и убивая своих жен, Синяя Борода… отказывался их любить. В детском мире отказ кого-то любить как раз и обозначает смерть. 
Взрослая героиня сказки про «Синюю Бороду» как правило, не умеет фиксироваться на муже, ей не нужны отношения с ним, и все свое время она будет искать тот самый «ключик». Которым, скорее всего, откроется дверца, ведущая к одиночеству. А вот героиня сказки «Спящая красавица» впервые знакомится с сексуальностью через … «веретено» - это вполне фрейдистский образ. Сказки и сны, к слову о Фрейде, имеют сходную символику. Итак, наша пока еще не спящая красавица, впервые увидела запретный фаллический образ, изрядно поранилась о него и ушла … в латентный период (в сказочном варианте - сон). В принципе, в жизни все так обычно и бывает – преждевременное знакомство с сексом (случайно увиденная ребенком сцена в родительской спальне) забывается на долгое время, но в нужный момент всегда появится принц и разбудит спящую красавицу поцелуем.
Самая интересная психологическая трактовка принадлежит сказке «Аленький цветочек» («Красавица и чудовище»)… Для начала напомню анекдот – купец собирается в путь и спрашивает у дочерей, что привезти для них из заморской страны? Две старших дочери выдают нормальные девичьи заказы – бусики, платочки, сарафанчики, а вот младшая Настенька застенчиво просит у батюшки:
- Привези ты мне чудище лесное!
- Настенька, - ужасается папа, - зачем тебе это чудище? Ни за что не привезу.
- Хорошо, - соглашается Настенька, - тогда пойдем длинным путем. Привези ты мне, батюшка, цветочек аленький…
Анекдот, что называется, в тему – потому что согласно психологическому разбору сказки, девочка просит своего отца о… дефлорации. Которая, собственно, и символизируется тем самым цветочком, аленьким без всякого сомнения. Папа, разумеется, приходит в ужас от такой просьбы и отдает дочурку лесному чудищу, зверю (читайте – постороннему мужчине). Но как только девушка полюбит чудище, он сразу же превратится в прекрасного принца, и можно играть свадьбу – без дополнительных подтекстов! В принципе, речь в этой сказке идет о рядовой и нормальной ситуации девичьего взросления, когда почти каждая из нас сравнивает своего избранника с отцом. Некоторые, кстати, задерживаются в этом состоянии на многие годы, и тогда принц остается чудищем – потому что не умеет быть лучше родного папы... (Любопытно, что отсутствие мамы в подобных сказках почти не обсуждается – лишь бы не мешала отношениям девочки с папой). Главная проблема «Настеньки» в будущем – это неумение «проскочить» стадию влюбленности в папу, которую переживают многие женщины. Любой мужчина будет казаться ей чудищем, чужим и страшным дяденькой. К несчастью, такое встречается не только в сказках.
   
Бедная девочка

По мере того, как мы вырастали, нам попадались совсем другие сказки. Они помогали выйти из-под родительской воли при помощи смеха или агрессии. Здесь уместно вспомнить авторские сказки про Карлсона или Буратино – это ответ на самую любимую детскую фантазию о потерянном близнеце. Храбрая и нахальная Пеппи Длинныйчулок, например, идеально подходит в пару послушной робкой Аннике – вот бы мне такую сестру, мечтают вместе с вымышленной Анникой настоящие девочки. В это  
самое время (7-11 лет) девочки особенно любят сказки о принцессах, а мальчики читают героические сказки. 
И вот тут будет уместно поговорить о женских и мужских образах в сказках – особенно, в русских… Отечественная народная культура всегда была с женским лицом: мужики в наших сказках в основном на печи лежат (даже Илья Муромец поначалу таким был), тогда как женщины – Василисы, Марьи Моревны и Царевны-Лягушки решают за них абсолютно все проблемы. «Ложись спать, добрый молодец, утро вечера мудренее», в общем, «не парься, я все сделаю»… Даже Баба-Яга – которую, к слову сказать, психологи приравнивают к образу плохой матери – всегда поможет добру молодцу, особенно если он найдет для нее верное словечко… И если дети в сказке убегают в лес, то мальчика у Бабы-Яги всегда ждет радушный прием, а девочку бедную погонят в шею, если в печку не посадят… Помните «Гуси-Лебеди»? Ванечка играет наливными яблочками, а Машеньку Бабка-Ёжка прогоняет.  
Кстати, лес в народных сказках – это символ взросления, и если в семье не ладно, то дети немедленно отправляются в чащу. Причем, мальчики уходят искать маму, а девочки – убегают от мамы. Может, поэтому Баба-Яга и не любит девочек – одну маму обидела, теперь за мной пришла? При всем этом, расхожие символы в русских народных сказках– печка, яблоки, пироги, река – это материнские образы, которые обязательно помогают девочке. А мальчика они же учат не проявлять агрессию – «не убивай меня, я тебе еще пригожусь»… Так или иначе, эти сказки готовят детей к нормальной жизни в обществе и умению общаться с родителями. Любые сказки ребенок воспринимает, как историю своей собственной семьи… 
Конечно же, воспринять психологические объяснения сказок всерьез довольно трудно – любое новое прочтение старых сказок кажется нам в лучшем случае смешным, а в худшем – болезненно придирчивым. Тем не менее, «сказочная психотерапия» приносит свои плоды, и в некоторых случаях, именно этот способ помочь человеку выбраться из затяжной депрессии оказывается действенным. Сказка – может, и ложь, да вот с намеками в ней все в полном порядке…  

История Василисы Премудрой

Отец 29-летней Анжелы ушел из семьи, когда девочке было 6 лет, и она всегда считала, что виновата в этом наравне с мамой. Видимо, новая семья папы оказалась лучше по всем статьям, раз он их оставил. Своего любовника, безработного красавца, Анжела только что на руках не носит - лишь бы сюжет не повторился. Она решает все его проблемы, безропотно платит все его долги, терпит измены и, как ей кажется, искренне любит. Он ею откровенно помыкает и пренебрегает, но в любом случае рассчитывает на предоставленные услуги – постель, ужин и сочувствие. Некоторые искренне считают Анжелу «мудрой женщиной».  


Страхи автора

Сказки Шарля Перро и братьев Гримм так часто рассказывались детям всех времен и народов, что давно уже перестали быть собственно авторскими. Хотя из вежливости об этом кое-кто еще вспоминает. Совсем другое дело – относительно современные авторские сказки, популярные у малышей всего мира. Как утверждают безжалостные психологи, любая авторская сказка – это отражение психоза автора. Более того, сказкотворчество можно признать видом невроза, когда человек не может держать свое бессознательное в узде, и оно принимает символические формы. Вот, к примеру, великий датский сказочник Андерсен, которому в этом году исполнилось 200 лет. Печальные и безысходные сказки Андерсена - проявление огромного страха писателя перед собственным отцом. Впрочем, мать свою Андерсен боялся еще больше и все женские образы у него – либо несчастные, либо ужасные. Снежная королева, ведьма, Русалочка – неизвестно, кого из них он боялся встретить на своем пути, но известно, что сам писатель так никогда и не женился. Женщин он опасался, а детей вообще не любил. Вот те раз!
 Совсем другое дело – любимая сказка о Винни-Пухе с компанией, прочно обосновавшейся в России благодаря блистательному переводу Бориса Заходера (это даже не перевод, а полноценное соавторство). Идеальная сказка для мальчиков 6-7 лет, где, кстати сказать, не имеется ни одного женского образа (Сова и Кенга не в счет – одна абсолютно несексуальная, вторая – мама. Крошки Ру). Здесь абсолютно правильно расставлены акценты – на подвигах и мужской компании, умении дружить.
А вот популярные в наши дни книжки про Гарри Поттера – это никакие не сказки. Дело в том, что после 12-13 лет сказки заканчиваются, и наступает время историй, повестей, рассказов, романов… Гарри Поттер – история для подростков, психологическая задача которой - научить ребенка обходиться без родителей и подстегнуть социализирующую функцию школы. Индивидуальный подход, которым так кичатся в некоторых школах, наносит детям вред особого сорта – школа продолжает быть «мамой» для детей, и получается, что в классе общение происходит по формуле «Я и лично Марьиванна». А не – «мы и Марьиванна». Вот как раз для таких детей книги про Гарри Поттера – идеальное чтение. Главные герои здесь учатся общению без взрослых, и даже нарушая правила, не забывают о самом главном в школьной жизни - хорошей учебе. Как бы смешно это не звучало. 

Благодарим за помощь в подготовке материала практикующего психоаналитика, бизнес-тренера, директора компании «Условия успеха» Надежду Власову (г. Екатеринбург)




Comments

( 23 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
nvlasova
Nov. 26th, 2010 03:28 pm (UTC)
Да, спасибо. Журналистка очень хорошая была. Что редкость при общении с психологами:)
frosyahadosya
Nov. 26th, 2010 03:24 pm (UTC)
Родители рассказывали, что в совсем юном возрасте я обожала сказки Чуковского, особенно про Бармалея. А вот из народных так никакую и не вспомнила...
Спасибо за статью. Почерпнула много интересного. Теперь хоть немного понимаю, почему меня так бесят сказки про репку и колобка :)))
nvlasova
Nov. 26th, 2010 03:29 pm (UTC)
Почему?
frosyahadosya
Nov. 26th, 2010 03:43 pm (UTC)
Как бы вот сформулировать идею?
Вот несколько бесформенных мыслей:
1. Я знаю процесс рождения уже и с другой стороны. То есть теперь я на стороне деда с бабкой ,которые съедят новенького-вкусненького. Неприятно знать, что мой Деть так считает.
2. И ведь уйдет! Растворится! Даже знать не буду, что там с ним творится! Мои же предки не знают... Блин! Рожала-кормила-ночей не спала... Прочь-прочь эти эгоистичные мысли :))
3. Безумно бесят повторы. Если я поняла что-то с первого раза, то за повторение могу и убить. А я эти сказки теперь ведь с обеих точек зрения изучила: со стороны ребенка и со стороны родителя.
Стараюсь не читать их ребенку ,потому что ужасно нервничаю при прочтении.
nvlasova
Nov. 26th, 2010 03:47 pm (UTC)
:))) Понятно.
fionochka
Nov. 26th, 2010 06:31 pm (UTC)
ээээ... ребенком была с развитой фантазией, сказки братьев Гримм, Перро и прочих Гауфов прочитаны были не по разу.
но больше всего любила мультик про бременских музыкантов. наверное, я, такая-сякая, хотела уже сбежать из дворца...
nvlasova
Nov. 26th, 2010 07:37 pm (UTC)
Может:) Но Бременские музыканты - авторская сказка:) Там в основном рулят комплексы автора:)
transponder
Nov. 26th, 2010 07:16 pm (UTC)
задолбался, но прочитал. вроде, небесполезно :)
nvlasova
Nov. 26th, 2010 07:36 pm (UTC)
Много букф?:)
transponder
Nov. 26th, 2010 07:40 pm (UTC)
ага :)
elisapeyron
Nov. 26th, 2010 09:19 pm (UTC)
единственная сказка которую могу выделить из множества прочитанных в детстве это "лягушка-путешественница" очень мной любимая в 4-5 лет. правда она по моей просьбе была полностью переработана родителями и лягушка там не разбивалась и не хвасталась, воспитательный момент сказки был полностью утерян, а ее смысл превращался в увлекательные путешествия любопытной лягушки по разным странам и континентам :)
за мной надолго закрепилось прозвище "лягушка-путешественница". а вот в школе меня уже звали "винни пух" в младших классах - потому что я была поэт, любила покушать и отличалась нестандартностью мышления! винни люблю до сих пор :)
v_s_e_horosho
Nov. 27th, 2010 08:48 am (UTC)
о, тоже здоровский пост! и вообще, такой журнал оказывается у вас интересный!
пришла по перепосту френдессы, с большим удовольствием френжу, чтобы и дальше читать :)
меня зовут Юля, двое детей - сыну 9 лет, дочери год.
nvlasova
Nov. 27th, 2010 09:56 am (UTC)
Спасибо за теплые слова. Рада что интересно.
mama_plushi
Nov. 28th, 2010 12:11 pm (UTC)
лет до 12 моя любимая сказка была "питер пэн"
не знаю, как бы это расшифровали психоаналитики))
nvlasova
Nov. 28th, 2010 12:34 pm (UTC)
Я не читала эту сказку, поэтому ничего сказать не могу:)
sensus_ratio
Nov. 28th, 2010 05:46 pm (UTC)
очень-очень интересно! Перевариваю, осмысливаю...
хочу семинар-тренинг-мастер-класс по воображению!!!
nvlasova
Nov. 28th, 2010 06:28 pm (UTC)
И я хочу. Надо группу собирать:)
lozhkin_arch
Nov. 29th, 2010 12:14 pm (UTC)
критические заметки
сперва на счет мифом, если "Одиссея" считать мифом - то он поучительный, о инициации мужчины.

проблема со всеми народными сказаками в том что они тоже все авторские, т.е. придумал их один человек, только в процессе тысячелетнего пользования ее пересказывали тыщи людей (значит каждый туда помещал свои комплексы). и возможно что большинство сказок основывались на реальных историях, в процессе пересказов превратившись в сказки.

психоаналитики для образного примера пациентам используют сказки, (у Берна смешно про Золушку написано но както не применимо),
и трактовать их на основе психоанализа не возможно - нет нет исходника.

и наверно такая же правда что если автор свое переносит в сказки, то и, то что увидел психоаналитик в сказке - это его , псионалитика, какие-то комплексы.

например странная замена мачехи на мать. в реалии , лично видел примеры, и мама росла в многодетной семье - где самая любимая была младшая дочь (кстати и Вы такой же пример о любимой младшей дочери приводите). т.е. не сходится.
а про мачеху как-то более понятно - кто же будет больше любить чужого ребенка более своего?


у меня вот другие претензии к сказкам - не знаю что сыну читать, про колобка? аха смотри сын какая лиса умная, никто не смог съесть колобка а она обхитрила его и съела, вот молодец. учись сын хитрить. или про щуку, вот как надо жить ничего не делать и ждать чуда, или украли у тебя невесту - пойди убей того кто украл. Вобщем приготовление ко взрослой жизни в сказках в том - что б жить в достатке, с "принцесой" - учись обманывать, и умей убивать.

пс. менталитет русского народа помоему на этих двух сказочных основах и состоит - обмани или убей. и тебе будет богатство (то что мы видим).

а ну и третье - сиди ничего не делай - жди чуда и "все рассосется".

придется самому писать сказки!
vish_a
Mar. 6th, 2011 11:56 pm (UTC)
спасибо за статью)
у меня такой вопрос: Андерсена лучше не читать ребёнку, раз там одна безысходность? чем сказки этого автора полезны?
fuuma_kun
Jun. 24th, 2017 04:05 pm (UTC)
"Конечно же, воспринять психологические объяснения сказок всерьез довольно трудно" - Дыа.
Еще труднее потом перестать воспринимать, что сказка "на самом деле" значит вот это. Убедительно же!

Только когда от разных, очень разных психологов, на одну и ту же сказку, узнаешь совершенно несовместимые интерпретации, удается со временем догадаться - если раскапывать не поверхностные смыслы, а глубинные - то они всегда условны, и привязать к сказке можно очень много -разных- смыслов, с полным правом.

А потом, если вспомнить, что речь идет о психологии и помощи людям, можно даже догадаться, что для разных пациентов, наверное, будут полезны разные интерпретации одних и тех же сказок. В зависимости от его проблем.

Может быть, даже, поэтому лучше просто говорить с людьми об их любимых сказках, и находить дорожку от его личных проблем к этой лично сказке - а не навязывать столбовую дорогу в стиле "такая-то сказка = такая-то проблематика"?

А то уж очень мороз по коже идет от этого "что и требовалось доказать". Я бы побоялся психолога, которому там что-то "требуется доказать" про меня, еще даже заочно, но уже требуется. =)
nvlasova
Jun. 24th, 2017 04:17 pm (UTC)
Вы правы что интерпретаций может быть много. У сказок, как и снов есть несколько пластов смыслов. И кроме общих символов есть индивидуальные.
и думаю не стоит сообносить популярные статьи для всех с личной терапией. В статьях, как и в сказках, каждый находит своё. Вы отреагировали на эту фразу потому что это как то связано с личной историей. Может в детстве на вас много дпвили и требовали что то доказывать поэтому вы в первую очередь видите это. .Кто то другой увидит там другое. И замечательно.
fuuma_kun
Jun. 24th, 2017 09:00 pm (UTC)
Или потому что в детстве очень любил все контролируемое, когда все, что нужно, можно доказать, и весь хаос жизни укладывается по полочкам - а, став постарше, увидел, что такой подход душит и ка.. э... депотенциирует живую ткань жизни =) По-разному бывает, и, конечно, люди реагируют на личное. И в тех же сказках тоже.
У меня вот любимая была в детстве как раз авторская - про Холодное Сердце Гауфа. Хотя она любима была не за какие-то конкретные мотивы, а скорее, за общую волшебную атмосферу, за то, что происходит там что-то необычное, от нее "пахнет волшебством", чудом и тайной. Куда больше, чем и от обычных-привычных сказок, и от обычного-привычного фэнтези.

Кстати, про психоз авторских сказок - в это трудно поверить, особенно когда говорится, что Андерсон плохой, псих, а вот Алан Милн молодец и не псих, хотя он тоже автор авторской сказки. Тут тогда либо уж их всех так называть и под одну гребенку чесать - либо проводить четкие различия, что такие-то авторы авторских сказок психи, а такие-то - нет. Например, "авторы авторских сказок, которые мне лично нравятся - не психи", отличный критерий. Хотя вот это и есть, опять, засовывание мира в мат. логику по принципу "что и требовалось доказать"...

( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com