?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 С трех до шести.

Эта стадия, когда в жизни ребенка обнаруживаются три самостоятельных объекта. Он сам, мама и папа. Если папы нет в фактическом наличии, то образ мужской фигуры формируется на основе образов дедушек, дядь, знакомых, соседей по лестничной клетке.

Это фаза второго конфликта амбивалентности. (про первый конфликт читать в предыдущем посте) Но по сравнению с первым, этот конфликт менее травматичен, т.к в предыдущую фазу в психическом мире ребенка существовал только один объект – мать, и конфликт воспринимался как тотальный. Сейчас появляется еще один объект и ребенок фантазийно конфликтует только с родителем своего пола. Второй объект нейтрален или даже выступает в качестве союзника в борьбе. Поэтому данный конфликт менее травматичен, хотя и может восприниматься более значимым.

Эта фаза очень эмоциональна. Именно в ней формируются будущая модель сексуального поведения. 
Центральной фантазией этой фазы становится фантазия об устранении соперника. Т. е ребенок хочет психологически обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола.

В начале этой фазы возникает идеализация родителей, т.н. эдипальные фантазии. Родители отныне- боги, цари, жители Олимпа. И как великие Боги – несут великое наказание непослушным. В этом возрасте в каждом мальчишке просыпается герой – «отцеубийца», ниспровергатель основ. Мать вызывает благоговение, отец восхищение и страх. Страх за мысли об «отцеубийстве». Мальчик начинает задумываться: «почему все лучшее достается папе? А если папу убрать – все достанется мне?»

С подобной фантазией связана кастрационная тревога, причем под кастраций сейчас подразумевают не только страх потери какой-либо значимой части тела, но и потерю какой-либо психической функции или способности, т.е психическую кастрацию. У ребенка появляется чувство вины за неприемлемые фантазии. 

Задача родителей или воспитателей в этот период – научить ребенка просить прощение. Т. к. прощение снимает чувство вины за «неподобающие» мысли и желания. В этот период нередко бывают ситуации, когда ребенок сам провоцирует наказание, поступая заведомо неприемлемым способом. Например, он может демонстративно не слушаться или, как бы случайно, разбить любимую папину кружку:) И все для того, чтобы наказали. Но наказали не за поведение или разбитую чашку, а за мысли и фантазии.

Далее цитирую, так будет проще.
«В это время самоуважение мальчиков часто уязвимо. Это частично связано с убывающим чувством всемогущества и возрождающейся кастрационной тревогой, а частично — с чувством неполноценности, порождаемым эксгибиционизмом, завистью к пенису, и осознанием, что их гениталии малы по сравнению с идеалом (отцом). Но гордость собой и чувство мужественности заметно возрастает, когда родители чувствуют и демонстрируют заметную гордость его доблестями. Тогда ребенок, как бы, заражается родительской гордостью, и его уверенность в своей мужественности возрастает.

Поэтому, для ребенка важно восхищение им, его действиями, причем родителем одного с ним пола, которого, как уже сказано выше он идеализирует. Все это в дальнейшем определяет успех самоидентификации.

«В этой связи особенно важна роль отца. Т. к. именно отец помогает мальчику регулировать агрессивное поведение. Мальчики часто используют агрессию в попытке защититься от кастрационной тревоги и чувства фаллической неполноценности. Если отец, вместо того, чтобы помогать ребенку справляться с агрессией, становится строгим «дисциплинатором», он может усилить кастрационную тревогу у мальчика, стимулировать враждебное состязание сына с ним и помешать идеализации своего образа. Нередко такой отец становится враждебным и представляя себя как непобедимого, мужественно-идеального, унижает и дразнит сына, чтобы сделать его «выносливым». Такое поведение только усиливает защитную враждебность мальчика. Во всяком случае, из-за отцовской пассивности или беспомощности, или из-за его стимуляции враждебной состязательности, наблюдающаяся у мальчика преувеличенная демонстрация фаллической силы (в качестве идентификации с агрессором), обычно свидетельствует о его небезопасности, а не доказывает его мужественность, выдавая и подчеркивая продолжающийся страх кастрации.»  
(«Филлис Тайсон, Роберт Л. Тайсон. Психоаналитические теории развития)

Кроме того, нельзя за проступки ругать самого ребенка, но только его образ действий. Т.е сам ребенок хороший, но то-то и то-то он сделал плохо. К концу этого этапа происходит формирование целостного образа отца и завершается структурирование психического аппарата. Формируются более зрелые психические защиты, такие как рационализация.

Тут важно помнить, что кастрационная тревога появляется не только у мальчиков, но и у девочек. Но если у мальчиков она чаще связана с гениталиями, или страхом повреждения любых вытянутых предметов, например пальцев, то у девочек это страх любого повреждения тела, любой раны. Девочка в этом возрасте может устроить форменную истерику из-за пустяковой царапины или разбитой коленки. Именно из-за страха повреждения тела, а не конкретной боли. Родителям такие истерики кажутся необоснованными, но все дело в фантазиях, которыми подобная рана обрастает в восприятии ребенка. 

В психике девочки тоже происходят сильные изменения, что в последствии влияет на сценарий выбора сексуального объекта.
В этот период маленькая девочка очень привязывается к папе и начинает конкурировать с мамой за папину любовь. Я много раз слышала удивленные жалобы мам, что девочки ведут себя как маленькие женщины. Они ревнуют, кокетничают, привлекают внимание, требуют телесного контакта и особого отношения. И очень сердятся, когда видят, что мама обладает особым статусом в глазах папы.

Психологически для девочки это очень сложный период, т.к она должна решить задачу, которой не возникает у мальчиков. Первоначально девочка также привязана к маме, как и мальчик. Но в этом возрасте ей для нормального дальнейшего развития требуется «перенести» эмоциональную привязанность с матери на отца. Предпосылками служат ряд разочарований в матери: отнятие от груди, приучение к правилам туалета, рождение других детей. И главное – обида за особое положение матери, которым мать не торопиться делиться с дочкой. Вот девочки и стараются получить от папы тот статус, в котором им отказано мамой. Девочка начинает фантазировать о рождении ребенка от отца. Это смешивается с чувством вины и ревнивой ненависти к матери. Остатки доэдипальной привязанности к матери у девочек сохраняются и более зрелом возрасте. Именно поэтому женщины более амбивалентны в своих чувствах к матери, чем мужчины по отношению к отцам.

Для девочки очень важна в этом возрасте поддержка отца. Но спокойная и невовлеченная. Важно, чтобы отец не «соблазнялся» поведением девочки, а спокойно реагировал на ее заигрывания, одновременно подчеркивая особый статус матери. И объясняя девочке, что ей надо встретить в жизни «своего» мужчину, который ей и обеспечит соответствующий статус. Т.е. для которого она когда-нибудь тоже станет «особенной», как мама для него. При таком отношении отца, девочка научится позитивно относится к себе, и, во взрослой жизни, доверять хорошему отношению мужчин.  

Что касается отношений со сверстниками своего пола, то по отношению к ним и мальчики и девочки проявляют черты поведения схожие с поведением с родителями. Мальчики часто конкурируют и устраивают драки. Девочки тоже конкурируют, но более завуалировано и скрытно. 

В конце хочу заметить, что так как Эдип, как и все остальные фазы, не имеет жестких возрастных границ, т.е может наступать на несколько месяцев раньше или позже указанного возраста, то в группах, например, при посещении детского сада – может возникнуть ситуация, когда одни дети проявляют поведение эдипальной фазы, а другие еще находятся на предыдущей. Это может вызывать конфликты и непонимание. 

В общем виде по этому возрасту все. Не в смысле все что можно сказать и что написано. А все, на что у меня хватает сил на этот момент:) Частности надо смотреть индивидуально. Напоминаю, что общие и уточняющие вопросы задавать можно. Рекомендации по конкретным ситуациям в блоге я не даю.

Comments

( 65 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kosha_ann
Sep. 21st, 2010 06:44 pm (UTC)
Спасибо огромное! очень вовремя, и снова - доступно, и понятно.
узнала много нюансов, пошла переваривать. наверное завтра с утра, приду с вопросами.
Спасибо еще раз.
nvlasova
Sep. 21st, 2010 06:47 pm (UTC)
Спасибо Вам. А то что-то никто не откликается:)) Думаю - зря старалась:))Никому не надо:)
(no subject) - seven_dvm - Sep. 22nd, 2010 04:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 04:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - seven_dvm - Sep. 22nd, 2010 05:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - seven_dvm - Sep. 22nd, 2010 05:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 05:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - petra_anna - Sep. 22nd, 2010 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - checheck - Sep. 22nd, 2010 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosha_ann - Sep. 22nd, 2010 03:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 03:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - checheck - Sep. 22nd, 2010 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alonzowh - Sep. 30th, 2010 02:02 am (UTC) - Expand
marie_vs_marie
Sep. 22nd, 2010 04:26 pm (UTC)
ну так комментарии пропадают (
nvlasova
Sep. 22nd, 2010 04:38 pm (UTC)
Я Ваш видела, но думала Вы сами удалили:))
(no subject) - marie_vs_marie - Sep. 22nd, 2010 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 22nd, 2010 05:11 pm (UTC) - Expand
levantan
Sep. 25th, 2010 09:03 pm (UTC)
Вопрос
Спасибо за интересные материалы.
Муж случайно увидел, заинтересовался, прочитал и про 1,5-3 и про 3-6. Возник вопрос у него:"Понял, что в 1,5-3 года больше зависит от мамы, в 3-6- от папы. Понял, что НЕ надо делать, но не понял, что же делать надо."
nvlasova
Sep. 26th, 2010 03:52 am (UTC)
Re: Вопрос
Все что не запрещено - то разрешено:))
Что делать надо зависит от того, чего вы хотите. Это слишком общий вопрос. А что Вашего мужа конкретно интересует?
petra_anna
Sep. 26th, 2010 11:52 am (UTC)
Ааааа! Для всех беременных и уже не очень, про возраст до полутора лет тоже очень надо!После 6-11 ждем!
А еще сколько читает при перепосте!
nvlasova
Sep. 26th, 2010 12:00 pm (UTC)
Спасибо. Обязательно напишу. Просто времени совсем мало. Открываем свой центр:)
(no subject) - kosha_ann - Sep. 26th, 2010 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Sep. 26th, 2010 01:50 pm (UTC) - Expand
millanapoly
Sep. 28th, 2010 10:19 pm (UTC)
Можно пару вопросов? Дочь 5,2
В 3,5 родился братик, ревность её просто захлестнула. Постоянно говорю, что люблю. А она постоянно спрашивает: ты меня любишь? Папа занял позицию строгого отца. Постоянно в какой-то работе. Пойти ложиться с папой спать - это наказание. На все мои объяснения сказал: мне в детстве не говорили, что меня любят, но я это чувствовал. В подвыпившем состоянии любит её пожмякать, но обычно это заканчивается слезами.
Во сколько не помню, но когда-то дочка говорила, что выйдет замуж за папу. Недавно сказала, что за младшего брата, теперь за меня. Что делать? И насколько травма серьёзная?
nvlasova
Sep. 29th, 2010 06:02 am (UTC)
Я писала, что рекомендаций на сайте не даю. От вашего описания ситуации у меня появилось больше вопросом, чем ответов? Что делать с чем? С ревностью? С папой? С тем, что хочет замуж за Вас?
Что Вы имеете ввиду под травмой? Рождение брата? Ощущение брошенности? Поведение папы? Ваше поведение, в связи с рождением брата?
Я не поняла в чем запрос. И не хватает данных, чтобы как-то оуенить ситуацию.
arens
Sep. 29th, 2010 08:12 am (UTC)
Ага, я тоже заметила, что папа стал более важен в последнее время. Сыну четыре. Но я связала это в первую очередь с тем, что сам папа стал более ответственно относится к своим заданиям, а главное с большим интересом. Ведь дитё наконец вошло в фазу, когда ему можно что-то обяснить и дождаться разумного ответа:) Роль объясняющего весь мир папе нравится, есть повод гордится ребёнком, он ведь наконец всё понял, а вот раньше муж чувствовал себя Совершенно безпомощным, терпения и позитивного результата не хватало. Ну и конечно он цветёт от внимания, оторое вдруг стал уделять ему сын:)
nvlasova
Sep. 29th, 2010 08:25 am (UTC)
Вот видите- обоим вашим мальчикам хорошо:)
kalyaki_malyaka
Sep. 29th, 2010 08:12 am (UTC)
А скажите, пожалуйста. Если ребенок живет только с мамой. И мужчиныв его жизни эпизодически. Ну пусть не совсем эпизодически, но конкуренцию за маму нет. Мама в "нераздельном пользовании". Что тогда?
Про модель мужчины понятно. Смотрит на дедушек, дядей, друзей, да и с папой хорошие отношения. А как быть с эдиповым комплексом и его преодолением?
etobelkalalala
Nov. 18th, 2010 10:04 am (UTC)
у меня нет детей, но все равно - очень интересно!
все мы когда-то были детьми)))
интересно проанализировать и себя, например...
спасибо, мне нравятся Ваши статьи, именно потому что есть рекомендация что нужно или не нужно делать в том или ином случае (и объяснения терминов по ходу пьесы)
nvlasova
Nov. 18th, 2010 01:21 pm (UTC)
Спасибо.
mariker
Nov. 21st, 2010 08:54 pm (UTC)
Все же Фрейд делал свои наблюдения и выводы в работе с людьми психически нездоровыми. Не все так однозначно можно глобализировать. Есть и другие подходы к данному возрасту в психологии. Впрочем, конечно, дело каждого какого направления придерживаться.
nvlasova
Nov. 22nd, 2010 07:01 am (UTC)
Здесь почти нет Фрейда. Все это написано гораздо позже него. В психоанализе не один Фрейд. Но тому же Павлову Фрейд не противоречит.
mariker
Nov. 21st, 2010 09:04 pm (UTC)
Да, спасибо за толчок почитать Выготского (интересен его взгляд на данный возраст).
nvlasova
Nov. 22nd, 2010 07:00 am (UTC)
Конечно. Чем больше взглядов - тем лучше.
tanyuska_ya
Nov. 25th, 2010 08:03 am (UTC)
у меня доченьке через пару месяцев грядет 3.так что я в копилку на будущее оставляю...спасибо. ваш обзор от 1,5 до 3 очень пригодился. смогла понять что откуда берется. спасибо вам :))))
nvlasova
Nov. 25th, 2010 09:13 am (UTC)
Рада что пригодилось.
(Deleted comment)
nvlasova
Nov. 26th, 2010 11:45 am (UTC)
Его многие помнят:))
(no subject) - _alena_ - Dec. 9th, 2010 05:11 pm (UTC) - Expand
anastasiya_um
Apr. 22nd, 2011 12:38 pm (UTC)
Правильно я поняла, что отец должен восхищаться и гордиться сыном? А воспитывать и ругать в этот период лучше маме?
nvlasova
Apr. 22nd, 2011 01:13 pm (UTC)
Нет. Можно чередовать:) Гордиться и воспитывать ведь не исключают друг друга.
(no subject) - anastasiya_um - Apr. 22nd, 2011 01:26 pm (UTC) - Expand
vecno
May. 15th, 2011 06:37 pm (UTC)
спасибо большое!!!
теперь понятно, почемусын стал более "папин" и почему сейчас (почти 5) он стал "нарываться" на наказания. Мне его так жаль, видно что понимает, сейчас получит по попе или наказание, а все равно делает гадость. А оказывается, это от "плохих" мыслей.

Так отец должен восхищаться достижениями сына? И не требовать от 5летки слишком многого?
vecno
May. 15th, 2011 06:45 pm (UTC)
ДВА вопроса еще:
1) "помогать ребенку справляться с агрессией" - как именно? из Вашей статьи я поняла, что ругать не сына, а его плохие поступки; наказывать надо (как?) т.к. это наказание за плохие мысли?

2) стоит ли отцу с сыном вместе душ принимать? Если да, то до какого возраста?

заранее спасибо
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 65 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com