Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Кто тут самый умный?

Типы личности педагогов.
(глава из книги: Благовещенский Н.А. «Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса». СПб.: Символ-Плюс, 2000. – 224с. ) 


Фаллический учитель.


Следующий тип преподавателя связан с фаллическим характером, от греческого фаллос - эрегированный мужской половой орган и одновременно символ мужского доминирования. Напомню, что фаллический характер формируется в результате фиксаций и задержек на фаллической фазе психосексуального развития. Эта фаза продолжается с двух-трех до пяти-шести лет и называется фаллической, с очевидностью, потому, что либидо, психическая энергия, во время течения этой фазы вкладывается, катектируется в генитальную область - область половых органов. Внимание ребенка поглощено не только своим пенисом или его отсутствием (у девочек), но также идеей потенции, мужественности и, вообще, силы и мощи как проявлением мужских свойств, в противоположность женским слабости, мягкости и уступчивости. Ребенка интересуют половые различия между мужчинами и женщинами.
Фаллическую фазу во второй половине иногда называют эдипальной, так как она характеризуется, согласно классической теории, развитием эдипова комплекса. Напомню, что эдипов комплекс включает в себя группу в значительной степени бессознательных идей и чувств, объединяющихся желанием обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола, концентрирующихся вокруг соперничества с родителем своего пола. Первоначально малолетний мальчик, маленький Эдип, испытывает любовь к матери как к желаемому объекту и к отцу как к объекту восхищения, на которого он бы хотел походить, идентифицироваться, отождествиться с ним. Постепенно любовь к матери вызывает желание устранить отца, занять его место. Возникает конфликт амбивалентности - мальчик одновременно и восхищается отцом, и жаждет его устранения. Эго мальчика пытается разрешить этот конфликт. Кроме того, соперничество с большим и сильным отцом, конечно, опасно для маленького пятилетнего мальчика, и он психологически защищается от этой опасности тем, что интроецирует образ отца - создает в своем Эго психическое представление, которое берет на себя функции внешнего объекта, отца. Таким образом отношения с объектом «вовне» заменяются отношениями с воображаемым объектом «внутри себя». Процесс интроективной идентификации приводит к разрешению эдипова комплекса и образованию в Эго психического представления отцовской фигуры - Супер-Эго. В классическом психоанализе описывается как позитивный эдипов комплекс, так и негативный, суть которого состоит в том, что ребенок испытывает либидное влечение к родителю или родительской фигуре своего пола и, соответственно, враждебность и соперничество по отношению к родителю противоположного пола. Негативный комплекс Эдипа присущ всем нормально развивающимся детям, но нарушение баланса между позитивными и негативными эдипальными переживаниями может быть причиной гомосексуальной ориентации субъекта уже во взрослой жизни.
Эдипально-фаллический тип педагога базируется на основных проблемах, решаемых в фаллическом возрасте - проблемах любви и соперничества. Фаллический учитель воспринимает учащихся, в зависимости или вне зависимости от их пола, как соперников. Если он испытывает реакцию комплементарного контрпереноса, то идентифицируется с внешними «плохими» и «хорошими» инфантильными объектами учащихся и чувствует себя как родитель, которому ребенок «наступает на пятки». Здесь может присутствовать и желание поставить на место, показать, кто старше, сильнее и умнее, и, одновременно, гордость их успехами. Если говорить о гордости успехами, то довольно распространена ситуация, особенно в школе, когда учитель буквально насилует своих учеников, заставляя принимать участие и занимать призовые места в олимпиадах по различным предметам, конкурсах, соревнованиях, и часто это происходит во вред обучению.
Это похоже на то, как некоторые родители самореализуются за счет своих детей, хотят, чтобы дети достигли того, чего им самим достичь не удалось, теша таким образом свое тщеславие. Тогда родитель таскает своего ребенка на курсы японского языка, на фигурное катание, на теннис, на карате, в музыкальную школу, в школу бальных танцев, пока ребенку все это окончательно не опротивеет и он не уйдет на улицу.
Если соперничество со стороны учащихся воспринимается учителем слишком остро, то это может привести к тому, что учитель начинает, так сказать, «чморить» их - ставить на место, унижать. Хотя внешне это может походить на анальный садизм, однако, разница состоит в том, что садист получает удовольствие от мучений жертвы, от того, что контролирует ее, а эдипально-фаллический учитель - оттого, что самоутверждается, укрепляет свое Эго за счет «ненавистных соперников».
Надо сразу заметить, что в чистом виде описанные типы в природе почти не встречаются. Обычно у педагога можно выявить черты, присущие разным типам, но, как правило, какие-то тенденции все же преобладают.

Тут и картинка попалась кстати , вместе со ссылкой:))  Учитель психопат Сразу говорю: книгу полностью не читала, но судя по отрывкам, тип вполне тот самый, в своем худшем варианте, конечно:))

Tags: жизнь, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments