Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Целоваться любите? А болтать? Тогда это про вас...

Оральный учитель. 

Оральный тип характера, напомню, зарождается из неразрешенных проблем оральной фазы психосексуального развития. Это первая фаза начинается с рождения, продолжается около года и характеризуется активностью оральной зоны, то есть области рта и вокруг рта. Младенец получает удовольствие от сосания, даже если это сосание и не связано непосредственно с вкушением пищи. Ребенок сосет материнскую грудь, соску-пустышку, палец, угол подушки или одеяла. Выделяют две подфазы - орально-каннибалистическую и орально-садистическую. Здесь я хочу сделать отступление о том, что в психоаналитической традиции принято различным феноменам давать милые названия, заимствованные из психиатрии, патопсихологии, сексологии и сексопатологии, даже если речь идет о нормальном развитии невинного младенца. Традицию эту заложил еще Фрейд, и она, вероятно, сыграла немалую роль в том, что на заре психоанализа, он, психоанализ (как, впрочем, и сам Фрейд), стяжал себе скандальную славу. Но традиция есть традиция, она не нами установлена, и не нам ее менять. Так вот, каннибалистической подфазу называют потому, что младенец испытывает фантазии съесть, проглотить любимый объект, то есть материнскую грудь или целиком всю мать для того, чтобы быть к ней ближе или, вернее, чтобы объект стал ближе к нему. Этими фантазиями ребенок защищается от сепарационной тревоги - тревоги, связанной с ситуацией сепарации, - отделением от значимого любимого объекта. 
Садистической подфаза становится, когда у младенца начинают резаться зубки и он получает удовольствие от того, что кусается. Проявление фиксации либидо на оральной фазе, или, иначе говоря, оральной фиксации, можно часто обнаружить и в зрелом возрасте. Многие имеют привычку грызть ногти, сосать или покусывать карандаш, курить, получать удовольствие от поцелуев, а иногда, кстати, и от орального секса. В начале оральной фазы ребенок еще не вполне отделяет себя от окружающего мира, постепенно дифференциация происходит, но говорить об отщеплении Эго от Ид еще преждевременно. Вероятно, можно говорить о формировании Эго, когда начинает формироваться речь, то есть, к концу оральной фазы и к началу анальной, хотя в теории объектных отношений предполагается, что в зачаточном состоянии Эго существует буквально с первых дней жизни, правда, оно еще очень незрело. 
Итак, оральный характер связан с фиксацией на оральной фазе психосексуального развития. Речь идет о людях, которые склонны «присасываться» к жизни, бессознательно упорствовать в желании получать, не прилагая к этому больших собственных усилий. Они могут добиваться своего криком, слезами, как это делают грудные младенцы, или в более «взрослом» варианте - уговорами, убалтыванием, заговариванием собеседника. В споре такие люди используют не логику, не рациональные аргументы, но эмоциональный напор, неиссякающий поток слов, часто довольно бессодержательный. Они желают, чтобы их любили, но сами любить, как правило, неспособны. Они склонны получать удовольствия посредством оральной области: от курения, выпивки, еды. Часто они злоупотребляют едой или выпивкой, попадают в зависимость от них, как маленький ребенок зависит от матери. В «облагороженном» виде эти тенденции могут проявляться в ненасытном стремлении к «духовной пище» - человек не живет, не творит, а только поглощает культуру, питается ею, бесконечно пережевывает духовную жвачку. 
Если говорить об оральном типе педагога, то этот тип, конечно, куда менее деструктивен, чем анально-садистический. Основная потребность орального педагога - орать, извините за каламбур. Это, конечно, шутка, хотя орущий педагог, особенно школьный учитель, к сожалению, тоже не редкость. На самом деле педагогу такого типа надо постоянно раздражать область рта. Поэтому он очень говорлив, любит лекционный тип занятий. При этом оральный педагог обычно доброжелателен, незлобив. Оральный садизм может проявляться косвенно, например, когда педагог не может вовремя закончить урок, а продолжает говорить, говорить, говорить, уже и звонок на следующий урок прозвенел, а ему все никак не остановиться. Он мучает аудиторию, заговаривая ее, так же как младенец мучает мать криком, не отпуская ее от себя ни на шаг и требуя постоянного присутствия и внимания. В такой ситуации отражается и страх расстаться с объектом любви, точнее, объектом, от которого можно получать любовь - учениками, отражается сепарационная тревога инфантильного возраста. 

Tags: образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments