?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как раз к началу учебного года хочу предложить почитать описание различных типов педагогов, взятое из книги Никиты Благовещенского «Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом». К сожалению, Никита Александрович уже умер. Книга интересна тем, что автор, будучи аналитиком , работал в школе и всю школьную жизнь мог видеть изнутри. И не только видеть, но и анализировать. Автора я знала лично и встречалась с ним на психоаналитических конференциях. Писал он лучше чем говорил:) Так что вам повезет больше. Интересно читать про реальных учителей и реальные истории. Правда, тем, кто сильно не любит Фрейда – читать не рекомендуется. Схема, конечно довольно упрощенная, но некоторое представление о том, с чем можно столкнутся в школе – дать может. Лучше хоть какая- то структура, чем вообще никакой:)
А так начинаем. Так как текст довольно длинный- разобью его на несколько кусков. 





Типы личности педагогов.
(глава из книги: Благовещенский Н.А. «Учитель и ученик: между Эросом и Танатосом. Психоанализ педагогического процесса». СПб.: Символ-Плюс, 2000. – 224с. ) 

Анальный учитель. 
Я повторю сперва, чтобы не нужно было возвращаться к предыдущим главам, общее описание типа. Анальный характер связан с анальной фиксацией, то есть с фиксацией на анальной стадии психосексуального развития. Как писал Фрейд в статье «Характер и анальная эротика», люди с анальным характером обнаруживают, как правило, присутствие трех базовых черт: аккуратности, бережливости и упрямства. Аккуратность связана с теми навыками опрятности, к которым ребенка приучали во время анальной фазы, к опрятности, связанной, в первую очередь, с актом дефекации. Кроме того, стремление к порядку, к систематизации имеет под собой тенденцию осуществлять тотальный контроль над окружающим миром, а функции контроля как раз в этот период - с года до трех лет - и формируются. Бережливость имеет отношение к удовольствию от стремления удерживать у себя что-то ценное, как ребенок получал, сидя на горшке, удовольствие от задержки кала, от удерживания в себе некой ценности. Поставить упрямство в связь с интересом к дефекации тоже не так уж трудно - именно на горшке ребенок впервые отрабатывает свое своеволие, свою способность настоять на своем, сделать так, как хочется ему, а не ухаживающим за ним взрослым. К перечисленным Фрейдом чертам следует добавить явные садистические тенденции - стремление мучить окружающих, чтобы они чувствовали, в чьей они власти и под чьим контролем находятся, и тогда можно говорить об анально-садистическом характере. Выраженный анальный тип - это пушкинский Скупой рыцарь. 
Правда, иногда анальные стремления вследствие их социальной непрезентабельности вытесняются и обращаются в свою противоположность - и человек становится безалаберно расточительным, беспорядочным, как Митенька Карамазов, но обычно в таком случае в поведении ощущается некая нарочитость, болезненность, "надрыв", как говаривал Федор Достоевский. 
Должен признаться, что в моей практике не было ни одного случая, чтобы какой-либо педагог обратился за консультацией по поводу своих агрессивных или садистических импульсов, несмотря на то, что наблюдал со стороны оных их очень много. Я полагаю, что педагоги очень успешно рационализируют и интеллектуализируют свои агрессию и садизм, уверяя самих себя, что они, применяя жесткие и жестокие меры воздействия, заботятся о пользе учащихся, а не удовлетворяют свои собственные потребности. Кроме того, педагоги, особенно со стажем, вообще не слишком охотно обращаются за консультативной помощью. Дело тут, скорее всего, в том, что у педагогов, особенно давно работающих на ниве просвещения, с годами наступает профессиональная деформация личности. Наверное, многие наблюдали, как учителя с большим стажем учат все и вся вокруг, всем делают замечания, считают, что они в любом вопросе компетентнее окружающих. Поэтому такие люди часто не воспринимают ничьих советов, полагая, что они и так все знают лучше всех и, наоборот, готовы сами всех поучать и всем давать советы. 
Но вернемся к нашему анальному типу. Примеров здесь может быть приведено великое множество. При этом сбить педагога с занятых садистических позиций необычайно трудно. Напомню, что одной из отличительных черт анально-садистического характера является упрямство, аффективная и мотивационная ригидность, поэтому педагоги-садисты упорствуют в своем поведении. Кроме того, применяемые бессознательные Эго-защиты, все эти рационализации и интеллектуализации, имеют несколько рубежей обороны. Схема построений на когнитивном, сознательном уровне обычно такова: я сам (или сама) мучаюсь, сам страдаю от своей твердости и принципиальности, но интересы дела - воспитания и обучения подрастающего поколения - требуют жестких мер. Восприятие себя как жертвы обстоятельств позволяет удовлетворять одновременно и садистические, и мазохистические импульсы, а мазохизм - это обратная сторона садизма, часто в сексопатологии даже говорят об едином садомазохистском комплексе. Когда это все еще подпитывается и групповыми реакциями негативного переноса со стороны учащихся, то разорвать этот порочный круг взаимоотношений становится очень непросто. Чтобы конфронтировать педагога с его позицией, требуется какой-либо эксцесс, чтобы ситуация вышла из-под контроля и в нее включились заинтересованные внешние силы, к примеру, администрация учебного заведения, родители учеников или психиатр, как это было в случае доктора Н.В.Краинского и педагога-убийцы. Но это происходит довольно редко, так как анально-садистическим личностям свойственно умение контролировать различные ситуации и свое поведение: аккуратность, склонность к сверхконтролю - одна из характерных черт анального типа. Напомню, что инспектор Косаковский обратился к врачу отнюдь не по поводу своих садистских выходок, а в связи с невротическими расстройствами - бессоницей, тоской, депрессией. Всплывшие истории с доведением до самоубийства явились побочными симптомами, на которые пациент доктора Краинского жалоб не имел. Вероятнее всего, он объяснял свое поведение печальной общественной необходимостью - молодые граждане страны должны иметь отличное образование, или им лучше и не жить - я думаю, он говорил сам себе что-нибудь в этом роде. Агрессивные, садистические импульсы таких педагогов имеют источником, помимо своих бессознательных влечений, еще и конкордантную интроективную идентификацию с агрессией учащихся, которая в свою очередь является реакцией негативного переноса. Этот негативный перенос еще и усиливается в результате взаимоидентификации между учащимися и противопоставления группы педагогу (оппозиция - противостояние родителям, родительским фигурам и вообще миру взрослых - одна из типичных подростковых реакций). 
Чтобы вдохнуть жизнь в портрет анально-садистического педагога, я от абстрактных разговоров обращусь к какому-либо реальному лицу из наблюдаемых мной. Напомню, что я не нарушаю принципа конфиденциальности, поскольку это лицо за консультациями или психотерапией ко мне не обращалось, а просто было часто на виду, но все же некоторые реалии, я по понятным причинам, решил изменить. Итак, назову ее Гантенбайн... Нет, слишком длинно. Назовем ее Вера. Вера работает завучем и учителем в школе с углубленным изучением... не важно чего. Она очень аккуратна. Основное направление ее деятельности - держать все, вообще ВСЕ, под контролем. В этом, в основном, и проявляются ее анально-садистические импульсы. Дело в том, что садисты, с психологической точки зрения, компенсируют собственную неуверенность в окружающем мире, воспринимаемом как враждебный, посредством того, что добиваются над ним тотального контроля, так же как ребенок добивается контроля над окружающими взрослыми, сильными и тем опасными людьми, посредством акта дефекации. Жертвы садистов, попадающие в их полную власть, милы им тем, что их можно держать под своим контролем, их можно мучить, пытать, а они ничего не предпримут в ответ. Садист играет со своей жертвой, как кошка с мышкой, он получает наслаждение от того, что взял под контроль хотя бы часть опасного и тревожащего своей непредсказуемостью мира. Крайняя степень садизма - это некросадизм, издевательство над трупами, которые уж точно ничего не могут предпринять опасного. Так вот, Вера не издевалась над трупами, она контролировала, точнее, пыталась контролировать, как я уже сказал, ВСЕ. Она могла позвонить заполночь подчиненным учителям, чтобы напомнить, что у них завтра урок - причем, по обычному расписанию - а затем смотрела, пришли ли они вовремя. Она постоянно проводила какие-то советы, совещания, придавая им чрезвычайные важность и значимость, где подробно инструктировала, кому, когда, что и как необходимо сделать. Что касается школьников и уроков, то Вера больше всего любила составлять списки, гистограммы, рейтинги учеников, проставляя в своих тетрадях баллы за каждое выполненное задание по одной ей ведомой системе. Поскольку по своим служебным обязанностям Вера должна была следить еще и за поведением учащихся, то она завела особую тетрадь, куда вносила все их проступки, пользуясь системой кодов - квадратиков, крестиков, кружочков и разными цветами фломастеров, чтобы, как она говорила, «сразу была видна общая картина и динамика поведения». Ее идеалом мог бы быть, вероятно, Карабас-Барабас, у которого в руках все ниточки - дергая за них, можно управлять мертвенькими куклами, безропотно пляшущими под заказываемую музыку. Все бы ничего, но, во-первых, куклы часто, к несчастью, оказывались не мертвенькими, а, даже напротив, вполне живенькими, и, во-вторых, Вера, естественно, в этих бесчисленных бумажках погрязала, запутывалась и, теряя контроль над жертвами своих агрессивно-садистических импульсов, подчиненными и школьниками, впадала в тревогу, причем в тревогу так называемую персекуторную, связанную с идеями о преследовании. Ей начинали мерещиться козни коллег, начинало казаться, что детей против нее настраивают, подговаривают, хотят ее опорочить. 
Если говорить об анальной символике, то Вера, пачкая бумагу, символически, можно сказать, подтирала бумажками свои испражнения, удовлетворяя заодно таким образом анально-эротические влечения. Поскольку полностью удовлетвориться, то есть вытереть бумажками все, что накопилось плохого, грязного, вызывающего беспокойство на душе (а Вера искренне была обеспокоена поведением и успеваемостью учащихся), не удавалось, то она испытывала фрустрации, что, в итоге, еще больше усиливало у нее тревогу. 
Другим источником невротизации для Веры было то, что она принимала участие в принятии административных решений об участи учащихся - об отчислениях, выговорах, порицаниях et caetera. Тут она могла вполне удовлетворять свои садистические импульсы, но поскольку она считала себя, да и в действительности была, женщиной скорее доброй и справедливой, то ей приходилась прибегать к рационализациям, о которых я уже говорил - наказываем мы кого-либо для его же блага, вырастет - спасибо скажет - но в душе у нее постоянно оставались какие-то сомнения, неуверенность в том, что это действительно так. Поэтому она пребывала перманентно в некоем раздрае, неустойчивости, внутреннем конфликте. В результате все эти невротические бессознательные внутрипсихические конфликты разрешались в соматической симптоматике - когда давление внутрипсихических конфликтов становилось непереносимым, у Веры подскакивало давление кровяное. 
Надеюсь, если описываемое лицо, прочтя этот фрагмент, все же себя узнает - спасибо скажет, может быть, это описание послужит толчком к тому, чтобы попробовать что-либо в себе и в своей жизни изменить. 
Об анально-садистическом типе педагога можно писать бесконечно много - это один из самых распространенных типов. В качестве его довольно подробного описания в художественной литературе могу предложить роман Федора Сологуба «Мелкий бес» - правда, главный герой романа, учитель Передонов, кончает уж совсем плохо - у него развивается параноидная форма шизофрении, в жизни, как правило, до этого не доходит (кстати, автор романа сам работал в молодости учителем гимназии и, как говорят некоторые его биографы, страдал садомазохистским комплексом, связанным с регулярными и жестокими телесными наказаниями в детстве). Вообще, в прикладном психоанализе бытует общее мнение, что все педагоги - учителя, воспитатели, преподаватели вузов - в большей или меньшей степени сублимируют садистические импульсы. Важно то, насколько педагог отдает себе отчет в своих наклонностях, насколько он их способен контролировать и насколько зрелой личностью он является. Но оставим мрачных педагогов-садистов и перейдем к описанию более милого орального типа. 


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
midori_ko
Sep. 3rd, 2010 07:58 am (UTC)
Супер. Жду продолжения.
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 08:05 am (UTC)
Завтра будет:)) Спасибо.
kas_sergi
Sep. 3rd, 2010 08:17 am (UTC)
Хороший язык,читается легко.Спасибо.
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 08:20 am (UTC)
Спасибо. Очень рада, что понравилось:) У меня к Вам есть вопрос.Можно я его в личке задам?
kas_sergi
Sep. 3rd, 2010 09:03 am (UTC)
Пожалуйста.
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 09:06 am (UTC)
Я только вечером. Сейчас надо бежать работать:))
elisapeyron
Sep. 3rd, 2010 08:20 am (UTC)
гы, класс :) фрейд рулит. ржунимагу. прямо Вовкина бабушка, у нее сразу плохо с сердцем делалось если он со свиданок поздно возвращался. и вообще, я была не той девушкой с которой надо было встречаться, а той была, которую она ему выбрала. и он еще спасибо скажет, когда поумнеет!

интересно, а какой я тип педагога? и вообще человека, по фрейду?
просто я никогда не встречала поклонников психоанализа. так я знаю что я истерический тип личности, холерико-меланхолик, интроверт и что-то еще, уже не помню. а вот по фрейду не в курсе.
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 08:37 am (UTC)
Я бы не стала определяться по текстам, не зная Вас:)) Давайте я все типы выложу, а Вы сами определитесь:)

А тип довольно -таки распространенный в педагогике.
elisapeyron
Sep. 3rd, 2010 09:06 am (UTC)
да, конечно, я попытаюсь себя найти.
а в дальнейшем, я не обидчива, так что можно говорить все что в голову придет. ну то есть, меня на самом деле не трудно довести до белого каления, но лишь в случае если мне нельзя уйти от доводящего.
ddodo
Sep. 3rd, 2010 10:01 am (UTC)
ой прелесть какая :)

только недавно про терапевтов было http://community.livejournal.com/rabota_psy/178946.html
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 12:28 pm (UTC)
Ага. Обязательно посмотрю. Не все успеваю читать:)
natakholina
Sep. 3rd, 2010 10:52 am (UTC)
Отличный пост, спасибо :) в институте большинство именно таких преподов видела :)
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 12:30 pm (UTC)
Подождите следующих постов- вдруг еще кого-нибудь узнаете:))
gray__cat
Sep. 3rd, 2010 11:38 am (UTC)
отлично !
я знаю одного такого товарища. он, правда, не педагог, но как с него списано. вплоть до разноцветных фломастеров :)
и как меня это бесит. нет, БЕСИТ.
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 12:29 pm (UTC)
Правильно: УБЕЙ ЕГО!:)))
gray__cat
Sep. 3rd, 2010 04:15 pm (UTC)
грешно убивать мужчину, который ростом почти с меня на каблуках :)))

не в тему.
в каком возрасте ребенок начинает устойчиво выделять мать как объект ? если, допустим, за ним с момента рождения ухаживают мама, папа, бабушка и няня, с какого возраста формируется симбиоз с одной из этих фигур ? может ли новорожденный младенец быть обижен на мать, если она, например, сразу после родов попала в реанимацию, и месяц-другой по состоянию здоровья вынуждена была провести отдельно от ребенка ?
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 04:31 pm (UTC)
Тогда просто объектные отношения формируются с другой фигурой. С тем, кто ухаживает. Через три месяца маму он вообще не опознает и будет реагировать как на чужого человека. Пока не привыкнет:)
kosha_ann
Sep. 4th, 2010 07:06 am (UTC)
ой, а может такое быть после 3 недель? и что делать? или ничего особенного? т.е. обычная жизнь, уход и т.п. Мама не кормит грудью, не хочет спать вместе, в слинге не носит.
у друзей ситуация как раз вот сейчас такая...
nvlasova
Sep. 4th, 2010 07:28 am (UTC)
Надо разбиратся конкретно. Я не могу давать рекомендации или проводить терапию по посту в блоге. Если нужна консультация - мой телефон есть в профайле. Можно консультировать и по скайпу.
kosha_ann
Sep. 4th, 2010 07:53 am (UTC)
спасибо. я им скину.
kosha_ann
Sep. 3rd, 2010 04:03 pm (UTC)
фух...
в какой-то момент, мне показалось, что вот-вот и будет про меня. нет, пока нет. жду с трепетом.
nvlasova
Sep. 3rd, 2010 04:28 pm (UTC)
Не бойтесь:)) Все можно изменить:)) Было бы желание:)
kosha_ann
Sep. 4th, 2010 07:02 am (UTC)
о, а вот с этого места поподробнее! желание есть. это уже потребность даже. а вот реальных путей - не вижу. потому как вариант "не делай так ..." - не работает
nvlasova
Sep. 4th, 2010 07:29 am (UTC)
Смотря что Вы хотите изменить.
kosha_ann
Sep. 4th, 2010 07:56 am (UTC)
стать мене взрывной и чуть более уравновешенной. Ну, и перестать орать по каждому поводу.
arens
Sep. 3rd, 2010 06:20 pm (UTC)
Ой, никогда не читала Фрейда, но сразу поняла, почему его кто-то не любит:) Анальный тип учителя это звучит гордо! :)
nvlasova
Sep. 4th, 2010 04:44 am (UTC)
Остальные звучат не менее гордо:))
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com