?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Скоро первое сентября. И снова актуальной станет тема образования.

Поэтому я решила выложить "портрет современного ребенка" по результатам работы Круглых столов с педагогами и психологами в прошлом учебном году.

Эти Круглые столы проводились районной психологической службой, в частности, чтобы помочь педагогам подготовить новые образовательные программы и подготовиться к приходу в школы "других" детей. Но хотя сами педагоги и говорят, что дети "другие", но они не готовы менятся сами. Надеются, что "пронесет", надо только быть "построже". Но ситуация, как мне кажется, с каждым годом будет нарастать лавинообразно.

Итак,

Портрет современного ребенка
(по результатам «Круглых столов» с педагогами начальной школы и психологами)

Возраст 6-9 лет

Психологические и физические особенности:

Стремление сохранить энергию (из-за интенсивной жизни вокруг). Проявляются следующие черты: 
• пассивность, уклонение от различных заданий,
• импульсивность, раздражительность,
• истощенность

Раскованность и внутренняя свобода
Ранняя интеллектуализация.
Слабое физическое здоровье
Развитие эмоциональной сферы отстает от интеллектуальной
Высокий уровень тревожности
Большая ранимость
Большая рациональность
Выше уровень информированности
Нехватка телесного контакта
Большая потребность в двигательном отреагировании чувств, отсюда физическая гиперактивность

Сфера ценностных ориентаций:

Стремление к лидерству. 
Высокое стремление к индивидуальности
Ранняя осознанность себя и своих желаний
Высокая концентрация на своих делах и желаниях – ребенка невозможно отвлечь
Не признают авторитета взрослых
Авторитетными являются виртуальные персонажи (герои мультиков, комиксов)
Подражание не реальным людям, а компьютерным и мульт. персонажам.

Особенности общения с окружающей средой:

Легко манипулирует современными техническими приборами
• сужение жизненного пространства (реальности)
• расширение виртуального пространства
• манипулирует кнопками , но не видит технологии
• более компетентен в современных технике, чем родители

 Получает много информации через СМИ, Интернет. Скорость получения информации не позволяет ее внутренне укладывать – 
• исчезает внутренняя работа , как при чтении
• мыслит поверхностно.

Недостаточны навыки «обычных» действий: мытье, уборка, приготовление пищи, поездки на общественном транспорте, покупки )
Недостаток навыков самообслуживания


Коммуникативная сфера:

Снижен порог страха и безопасности. Проявляется:
• Дерзит старшим,
• Увлечение экстремальными видами спорта
• Создание вокруг себя ситуаций несущих психологическую и физическую опасность

Более охотно общаются со взрослыми, чем со сверстниками
Со сверстниками общение строить не умеют и не заинтересованы в нем
Отсутствие навыка чувствовать себя частью коллектива.
Игнорирование обращений, если они не носят личностный (индивидуальный) характер
Более критичны к мнению и действиям учителя (и других взрослых)


Позиция родителей

1. Произошло изменение ценностей. Родителями в детях востребованы и воспитываются другие качества и ценности, чем прежде:
   a. Успешность 
   b. Предприимчивость
   с. Лидерство
  d. Богатство

2. Родители увлечены ранним интеллектуальным развитием (плюс требования школы: письмо, чтение, счет как можно раньше; в некоторых школах с первого класса предметная система)
3. Ожидания родителей не адекватны или чрезмерны (чтоб вели себя как взрослые, ВСЕГДА выигрывали в конкурсах и олимпиадах, ВСЕГДА вели себя как лидеры, могли самостоятельно справляться со своими эмоциями, «понимали сложную экономическую и социальную» ситуацию»). 
4. Расслоение материального положения: обеспеченные родители больше вкладывают в своих детей и больше от них ожидают
5. Родители – «дети кризиса». Резкий слом «старых» установок, выросли в атмосфере повышенной тревоги и неуверенности, проблемы со здоровьем из-за нехватки полноценного питания. Выше тревожность.


Проблемы, связанные с образовательным процессом:

1. Рассогласованность ценностной ориентации педагогов, детей и родителей.
2. Несоответствие в представлениях как должен вести себя ребенок этого возраста педагогов, родителей и реальным поведением детей.
3. Восприятие педагогами детей как более эгоистичных, жадных , 
4. Повышенная физическая активность детей
5. Отсутствие мотивации к учебе
6. "Привычные" педагогические  приемы становятся не эффективны.
7. Занятость родителей и отсутствие видимой заинтересованности делами ребенка в школе

Наверняка это не все.  Дописывайте свои наблюдения.

Делать выводы не буду. Можете сами прокомментировать.

А Вы уверены, что школа готова к Вашим детям?

Comments

( 88 comments — Leave a comment )
maria_gorynceva
Aug. 16th, 2010 06:07 am (UTC)
Ожидания родителей не адекватны или чрезмерны (чтоб вели себя как взрослые, ВСЕГДА выигрывали в конкурсах и олимпиадах, ВСЕГДА вели себя как лидеры, могли самостоятельно справляться со своими эмоциями, «понимали сложную экономическую и социальную» ситуацию»).

Господи, как страшно-то! Кого они растят? Роботов? Дайте мне другой глобус!
nvlasova
Aug. 16th, 2010 06:16 am (UTC)
Это серьезно. Ко мне постоянноподходят на детских тренингах или после родители детей и буквально требуют, чтобы его ребенку дали выйграть или дали возможность всегда высказываться первым. А уж на мам, бегающих после каждой олимпиады разбираться, почему их ребенку не дали первое место - это вообще чуть не каждый день. В итоге дети вообще перестают учиться, а только готовятся к олимпиадам и ЕГЭ.
(no subject) - lqd - Aug. 16th, 2010 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 09:03 am (UTC) - Expand
arcobaleno_ru
Aug. 16th, 2010 06:09 am (UTC)
Интересно как. Вот, кстати, часть этого заботит меня в собственной (изменившейся за последние несколько лет благодаря интернету) психике:

• сужение жизненного пространства (реальности)
• исчезает внутренняя работа при переработке информации, как при чтении.

Я поэтому и собираюсь урезать интернет до возможного в моей ситуации минимума - иначе получается, что виртуальный мир засасывает, и живешь уже в нем, а не в реальности.
nvlasova
Aug. 16th, 2010 06:12 am (UTC)
Есть такая проблема:)))
Кстати, спасибо за Ваш текст "Как писать тексты в интернете". Нашла много интересного.Готовлюсь внедрять:)))
(no subject) - arcobaleno_ru - Aug. 16th, 2010 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - arcobaleno_ru - Aug. 16th, 2010 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 06:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - arcobaleno_ru - Aug. 16th, 2010 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 07:00 am (UTC) - Expand
wingscoach
Aug. 16th, 2010 07:53 am (UTC)
Преподаватель из России, ныне живущий и работающий в США, сравнивает российскую и американскую системы школьного образования:
http://www.zelenodolsk.ru/article/?article_id=3163&part_p=98

Начала читать книгу "Классная Америка" - интересно!
wingscoach
Aug. 16th, 2010 07:59 am (UTC)
Какая-то ссылка странная! ( Похожа на партнёрку, но я тут не при чём). Хотя, вроде открывается нормально... :)
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 08:03 am (UTC) - Expand
astra_nat
Aug. 16th, 2010 08:01 am (UTC)
Мне кажется, что это верно для определенной части детей и родителей, преимущественно проживающих в больших городах. Есть еще родители, которые в принципе безразличны к школьным успехам детей, об олимпиадах и речи не идет. Чаще всего культурный уровень таких родителей низкий. Помочь ребенку в учебе они не могут, жалобы учителей приводят исключительно к наказаниям детей. Интеллектуальный уровень таких детей тоже невысок, знаний мало, об интернете там и речи нет. Чем дальше от центра - тем меньше пользователей интернета.
nvlasova
Aug. 16th, 2010 08:05 am (UTC)
Да, Вы правы - это про детей из крупных городов. В глубинке проблемы другие. Но такие дети и там есть.
(no subject) - astra_nat - Aug. 16th, 2010 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_nat - Aug. 16th, 2010 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 17th, 2010 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - astra_nat - Aug. 18th, 2010 06:47 am (UTC) - Expand
arens
Aug. 16th, 2010 09:07 am (UTC)
Эх, а у нас свои проблемы. Сенат города Берлина решил, что детям нужно идти в школу годом раньше:( Политики решили, а вот школы реально не готовы принять пятилеток. Педагоги жалуются: дети не самостоятельные, не готовы к школьной дисциплине. А мой Матвей к сожалению именно такой случай, родился в последних числах декабря и пойдёт в школу в пять с половиной, а четыре дня позже и всё в рамках, в его-то возрасте лишний год это совершенно новая ступень.
nvlasova
Aug. 16th, 2010 09:23 am (UTC)
Так проблема та же. Дети не готовы. И похоже, что к старым правилам уже никогда не будут готовы. Дети растут другие. И это не от возраста зависит.
(no subject) - arens - Aug. 16th, 2010 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 04:58 pm (UTC) - Expand
lidusa
Aug. 16th, 2010 09:16 am (UTC)
Что-то позитиву маловато..
И вот это непонятно мне:
"Отсутствие навыка чувствовать себя частью коллектива". Навыка? Как этот навык выглядит?
и
"Игнорирование обращений, если они не носят личностный (индивидуальный) характер". Это какого рода обращения?
Буду рада примерам))
nvlasova
Aug. 16th, 2010 10:05 am (UTC)
Ну я не ставила себе цели публиковать позитив:)))
Это точка зрения педагогов. Такими они видят детей.
По поводу навков:
"Чувствовать себя частью" коллектива" - это например, когда дети в началке( а речь идет о них), при возникновении проблемы обращаются за помощью к другим детям, а не к учительнице. Когда они умеют поддержать друг друга или обратится за помощью не к взрослым, а к сверстникам. Когда они не бегут ябедничать учительнице, а сами решают свои конфликты. Например договариваясь о чем-то.

"Игнорирование обращений, если они не носят личностный (индивидуальный) характер".
Например учитель или психолог дает какое-нибудь задание всему классу или группе детей, а они его выполняют, только если обращаешься к каждому лично. Например:"Давайте нарисуем свое настроение! какого оно цвета?" - половина детей не рисует. Начинаешь обращаться лично "Петя или Маша: каким цветом можно изоразить ваше настроение? - делают. И так половина группы. Раньше некоторые дети тоже "выпадали", но сейчас это половина или больше группы. И если психолог еще знает, что с этим делать, то система школьного образования на это вообще не "заточена". У педагогов нет ни времени, ни программ, чтобы работать по другому. К тому же они не умеют направлять внимание детей друг на друга. Например вопросом: "Петя, как ды думаешь, что маша хотела передать , нарисовав фиолетовое небо?"
Ну как-то так. Хотя это грубые примеры.
Часто еще была свидетелем ситуаций(на уроки специально хожу смотреть на общение педагогов и детей), когда кто-нибудь из детей забудет например, карандаш, и говорит вслух - "А я карандаш забыл" - Остальные не реагируют. Тогда вступает учительница: "Маша, у тебя есть лишний карандаш? - есть. - Дай его пожалуйста Пете. Маша дает. Т.е. часто они общаются только через учительницу.
(no subject) - mria_ts - Aug. 16th, 2010 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 05:01 pm (UTC) - Expand
elisapeyron
Aug. 16th, 2010 09:37 am (UTC)
и снова описание среднего ребенка в вакууме :)
да и еще. а почему всему дан какой-то негативный тон. давайте разбираться.
1. стремление сохранить энергию.
это что плохо? это замечательное свойство присущее всему живому. ресурсы ограничены и их нужно беречь.
2. дети интеллектуальны, рациональны, внутренне раскованны, не признают дутых авторитетов основанных на силе, стремятся к самовыражению.
мечта, а не дети! воистину новые люди будущего. или надо всех задавить и встроить винтиками в систему? нетушки пусть дерзят. правильно делают. заслужите уважения, а не требуйте на пустом месте.
3. виртуальность, сужение реального мира, бла-бла-бла...
вы так пишете как будто это что-то плохое. ваше сужение мира на самом деле его расширение до необъятности. раньше они играли в козаки-разбойнике с детьми во дворе и школе. и все! все! а сейчас у моего сына есть подружка из Японии. он может переписывать с детьми из любого уголка мира. это адуренно расширяет кругозор. но учителям, которые едва научились управляться с Вконтактиком этого, конечно, не понять.

давайте честно? вы их боитесь. они умные, наглые и смелые. а вы скучные, серые и одинаковые, словно заводские штамповки вышедшие с конвейера современной школьной системы. а все чего вы не понимаете нужно заклеймить и осудить :)

да есть проблемы. и с завышенными ожиданиями предков(это огромный груз) и с завышенными ожиданиями общества. и давление общества потребления и вымученная устаревшая мораль. и стандартизированный мир массового производства в сочетании с головокружительной свободой информации которая пьянит и сводит с ума неокрепший молодой ум. но это не вина детей. это вопреки, а не благодаря нам они такие клевые.
nvlasova
Aug. 16th, 2010 09:47 am (UTC)
Побойтесь Бога! Где я написала, что это плохо?
Негативный тон, может быть и звучит, но это ответы педагогов. Свои комментарии я к тексту не давала и так и написала, что не буду комментировать.
Мне такие дети как раз очень нравятся и я не вижу никаких проблем в общении с ними. Наоборот - общение приносит огромную радость и прилив энергии.
Я как аз думаю, что следует менять систему образования. В работе со студентами ориентируюсь на умение думать, т.е искать СВОИ ответы на вопросы, а не заучивать чужие. Мне кажется, я достаточно открыто озвучиваю свою точку зрения в своих постах.
Я как раз согласна с тем, что дети ДРУГИЕ и старые модели не подходят. Ну не будет от них толку.:))Но чтобы придумывать что-то новое - надо знать с чем имеешь дело:)) Разве не так? Мы как раз в своей работе пытаемся сдвинуть педагогов с их точки зрения и по другому взглянуть на этих детей.
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 10:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 16th, 2010 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elisapeyron - Aug. 16th, 2010 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 17th, 2010 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 17th, 2010 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 17th, 2010 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 17th, 2010 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 17th, 2010 03:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
nvlasova
Aug. 16th, 2010 10:24 am (UTC)
Мне тоже нравятся:)) С ними очень интересно:)))
(Deleted comment)
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 10:38 am (UTC) - Expand
sonechko
Aug. 16th, 2010 12:58 pm (UTC)
Спасибо, интересная статья, очень похоже на то, что приходится наблюдать.
Искренне удивляют комментарии про то, как это замечательно.
Трудно представить общество, каким оно будет, когда эти дети вырастут.
Очень много проблем коммуникативных, физических, психологических. Причем проблемы эти взращиваются родителями. Родителями - которые сами как подростки - не смотрят на 2 шага вперед.
nvlasova
Aug. 16th, 2010 04:54 pm (UTC)
Спасибо. Хотя это собственно не статья:)) Это просто немного причесанный набор впечатлений с круглых столов. Статья по этому есть отдельно.
А дети мне такие тоже нравятся. Хотя с ними часто трудно и им с собой трудно. Но я думаю их будет становится все больше. А проблемы - ну у кого их нет. Просто это непривычные проблемы:)) Новые:)) тем интереснее:)Я уверена в том, что любая особенность есть е только проблема, но и ресурс. Главное - научится им пользоваться.
plaksa80
Aug. 16th, 2010 01:04 pm (UTC)
Большое спасибо за эту подборку. Очень целостная картина предстает, не только городские дети обрисованы довольно точно, но сельские (за исключением ранней интеллектуализации, пожалуй, и неразвитых навыков самообслуживания). С теми проблемами образовательного процесса, что обозначены в Вашем посте, я как раз столкнулась, работая учителем в поселковой школе. И самое трудное, что эти проблемы не то что бы не пытались решаться, но и даже не обозначались - по крайней мере у нас, на уровне района.
Да, наша школа не готова к нашим детям. Что-то надо придумать:)
nvlasova
Aug. 16th, 2010 05:18 pm (UTC)
Так и наши не готовы. Это я вылезла с инициативой поднять этот вопрос. Мне разрешили:)) Но понять ситуацию - это одно, а найти пути решения - совсем другое. Системы у меня нет, но те педагоги с которыми я сотрудничаю - говорят, что видят изменения. Главное - они начинают искренне любить этих детей, а не считать их неправильными и исправлять.
(no subject) - nvlasova - Aug. 16th, 2010 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - plaksa80 - Aug. 17th, 2010 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Aug. 17th, 2010 02:00 pm (UTC) - Expand
Навскидку... - plaksa80 - Aug. 17th, 2010 02:47 pm (UTC) - Expand
till_j
Aug. 16th, 2010 01:26 pm (UTC)
Есть ещё кое что
Потеря различия между дурным и хорошим и отсутствие жалости сострадания. Т.е. не у всех конечно, но число безусловно растёт. В пересказе своей знакомой слышал рассказ 14-летней девочки как они с друзьями посадили хомяка в микроволновку и включили её, потом кидались им. История подавалась девочкой как смешная.
maria_gorynceva
Aug. 16th, 2010 04:23 pm (UTC)
Re: Есть ещё кое что
Блджад! Хорошо, что мне эти детки не попались!
Re: Есть ещё кое что - till_j - Aug. 16th, 2010 04:57 pm (UTC) - Expand
Re: Есть ещё кое что - nvlasova - Aug. 16th, 2010 05:26 pm (UTC) - Expand
Re: Есть ещё кое что - till_j - Aug. 16th, 2010 05:34 pm (UTC) - Expand
Re: Есть ещё кое что - nvlasova - Aug. 16th, 2010 06:12 pm (UTC) - Expand
Re: Есть ещё кое что - nvlasova - Aug. 16th, 2010 05:22 pm (UTC) - Expand
Re: Есть ещё кое что - till_j - Aug. 16th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
ksuhastik
Aug. 17th, 2010 09:13 am (UTC)
Я мама , очень похоже на правду. Самая главная проблема в том что немногий процент учителей понимает что это особенности современных детей, а не просто "дурь". Многие думают что это пороки воспитания ребенка и соответственно карают привычными ( недейственными) им методами детей. И про завышенные ожидания родителей тоже очень большая проблема. Борюсь с собой, а все так и тянет поднадавить:(((
nvlasova
Aug. 17th, 2010 02:06 pm (UTC)
В том то и дело, что это другой тип детей. Учителя пока этого не хотят видеть и, действительно, пытаются с этим боротся дисциплинарными методами. А они не проходят. И педагоги говорят, что это дети плохие или что воспитание неправильное. А надо мне кажется переходить на такую системк образования (по крайне мере для таких детей) которая позволит им строить индивидуальные образовательные траектории. Т.е. не всем давать заучивать один и тот же материал, а учить задавать себе и кружающим вопросы и искать СВОИ ответы на эти вопросы. Но существующие учителя не могут освоить такие модели взаимодействия. Ведь тогда придется отказаться от мысли, что учитель -главный и лучше знает что делать.
(Deleted comment)
wertyblade
Aug. 22nd, 2010 04:56 am (UTC)
оставляю комент
статьи не читал
princee740
Nov. 8th, 2010 03:38 pm (UTC)
Поздно нашел этот пост, но лучше поздно, чем никогда.
Есть какие-то рекомендации по обучению современных детей с учетом этих особенностей?

nvlasova
Nov. 9th, 2010 09:31 am (UTC)
Вообще-то пока нет. Это только нащупывается. Какие тут рекомендации. Да и школа не готова к таким детям. Придется , как всегда, родителям все на себе вытаскивать, да еще бороться с системой.
Что можно в общем посоветовать?
1. учите своего ребенка самому себе и окружающим задавать вопросы.
2. Стройте коммуникацию, хотя бы в семье, таким образом, чтобы ребенок мог размышлять о чувствах, действиях и желаниях окружающих. Например: как ты думаешь, Петя, почему мама так сказала? Или учительница так поступила?
3. Обеспечивайте больший телесный контакт и виды деятельности, связанные с кинестетическими ощущениями.(лепка, пластика, все виды ручной работы)
4. Обеспечивайте возможность получения большего опыта с опорой на собственные силы: походы, ручные поделки, приготовление еды, посадка растений ит.д. Мальчикам понравится каких-нибудь роботов собирать:)
5. Четче "держите граница". Ребенок должен знать, что делать можно, а что ни в коьем случае нельзя. Помните, что границы держатся не жескостью, а последовательностью. Не "прогибайтесь" под ребенка. Это делает его слабым. Когда ребенок чувствует, что может управлять и манипулировать взрослыми, -это делает его мир слишком нестабильным и закрепляет страх.
6. Осознайте свои ожидания от ребенка. Оцените, на сколько можете, их адекватность. Надо ли ребенка с трех лет учить иностранному? А математике? Всегда ли он должен быть первым? Могут ли у него быть неудачи? Умеет ли он их переживать? Умеет ли он сотрудничать сам с собой? Если нет, то и с окружающими уметь не будет. Ругает ли он себя за неудачи или поддерживает?
7. Читайте сказки:)
( 88 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com