Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Ваши дети готовы к школе? А школа к ним?

Скоро первое сентября. И снова актуальной станет тема образования.

Поэтому я решила выложить "портрет современного ребенка" по результатам работы Круглых столов с педагогами и психологами в прошлом учебном году.

Эти Круглые столы проводились районной психологической службой, в частности, чтобы помочь педагогам подготовить новые образовательные программы и подготовиться к приходу в школы "других" детей. Но хотя сами педагоги и говорят, что дети "другие", но они не готовы менятся сами. Надеются, что "пронесет", надо только быть "построже". Но ситуация, как мне кажется, с каждым годом будет нарастать лавинообразно.

Итак,

Портрет современного ребенка
(по результатам «Круглых столов» с педагогами начальной школы и психологами)

Возраст 6-9 лет

Психологические и физические особенности:

Стремление сохранить энергию (из-за интенсивной жизни вокруг). Проявляются следующие черты: 
• пассивность, уклонение от различных заданий,
• импульсивность, раздражительность,
• истощенность

Раскованность и внутренняя свобода
Ранняя интеллектуализация.
Слабое физическое здоровье
Развитие эмоциональной сферы отстает от интеллектуальной
Высокий уровень тревожности
Большая ранимость
Большая рациональность
Выше уровень информированности
Нехватка телесного контакта
Большая потребность в двигательном отреагировании чувств, отсюда физическая гиперактивность

Сфера ценностных ориентаций:

Стремление к лидерству. 
Высокое стремление к индивидуальности
Ранняя осознанность себя и своих желаний
Высокая концентрация на своих делах и желаниях – ребенка невозможно отвлечь
Не признают авторитета взрослых
Авторитетными являются виртуальные персонажи (герои мультиков, комиксов)
Подражание не реальным людям, а компьютерным и мульт. персонажам.

Особенности общения с окружающей средой:

Легко манипулирует современными техническими приборами
• сужение жизненного пространства (реальности)
• расширение виртуального пространства
• манипулирует кнопками , но не видит технологии
• более компетентен в современных технике, чем родители

 Получает много информации через СМИ, Интернет. Скорость получения информации не позволяет ее внутренне укладывать – 
• исчезает внутренняя работа , как при чтении
• мыслит поверхностно.

Недостаточны навыки «обычных» действий: мытье, уборка, приготовление пищи, поездки на общественном транспорте, покупки )
Недостаток навыков самообслуживания


Коммуникативная сфера:

Снижен порог страха и безопасности. Проявляется:
• Дерзит старшим,
• Увлечение экстремальными видами спорта
• Создание вокруг себя ситуаций несущих психологическую и физическую опасность

Более охотно общаются со взрослыми, чем со сверстниками
Со сверстниками общение строить не умеют и не заинтересованы в нем
Отсутствие навыка чувствовать себя частью коллектива.
Игнорирование обращений, если они не носят личностный (индивидуальный) характер
Более критичны к мнению и действиям учителя (и других взрослых)


Позиция родителей

1. Произошло изменение ценностей. Родителями в детях востребованы и воспитываются другие качества и ценности, чем прежде:
   a. Успешность 
   b. Предприимчивость
   с. Лидерство
  d. Богатство

2. Родители увлечены ранним интеллектуальным развитием (плюс требования школы: письмо, чтение, счет как можно раньше; в некоторых школах с первого класса предметная система)
3. Ожидания родителей не адекватны или чрезмерны (чтоб вели себя как взрослые, ВСЕГДА выигрывали в конкурсах и олимпиадах, ВСЕГДА вели себя как лидеры, могли самостоятельно справляться со своими эмоциями, «понимали сложную экономическую и социальную» ситуацию»). 
4. Расслоение материального положения: обеспеченные родители больше вкладывают в своих детей и больше от них ожидают
5. Родители – «дети кризиса». Резкий слом «старых» установок, выросли в атмосфере повышенной тревоги и неуверенности, проблемы со здоровьем из-за нехватки полноценного питания. Выше тревожность.


Проблемы, связанные с образовательным процессом:

1. Рассогласованность ценностной ориентации педагогов, детей и родителей.
2. Несоответствие в представлениях как должен вести себя ребенок этого возраста педагогов, родителей и реальным поведением детей.
3. Восприятие педагогами детей как более эгоистичных, жадных , 
4. Повышенная физическая активность детей
5. Отсутствие мотивации к учебе
6. "Привычные" педагогические  приемы становятся не эффективны.
7. Занятость родителей и отсутствие видимой заинтересованности делами ребенка в школе

Наверняка это не все.  Дописывайте свои наблюдения.

Делать выводы не буду. Можете сами прокомментировать.

А Вы уверены, что школа готова к Вашим детям?

Tags: образование, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments