Все не то, чем кажется! Бажов- фест.

На прошлой неделе была в ГЦСИ на панельной дискуссии. Кажется так это называлось:)

Говорили об уральских мифах. Было очень интересно. Интересно особенно тем, что проговоренное рождало собственные мысли. Такие встречи я особо люблю.

Спикеры были интересные:
Анатолий Станиславович Гагарин- философ, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества

Елена Эдуардовна Ленковская- писатель, искусствовед, арт-критик.

Сергей Александрович Новопашин - директор департамента региональных исследований Института системных политических исследований и гуманитарных проектов.

Ну и я:)

Вел все это дело Глеб Жога, журналист и координатор публичной программы "Бажов- феста"

Много говорили о Бажове и его сказах. Но это естественно, так как это было начало лекционной части Бажов- феста.

Иллюстрации Воловича.

Тут хочется записать свои мысли, пока не забылись. Хотя они очень сырые, но об них хочется подумать подробнее.

Местная мифология, конечно мало освоена. Она мало вписана в какой то культурный контекст. Вот пеняют что про Шигирского идола знают меньше, чем про египетские мумии (хотя не вообще не понятно по каким критериям их сравнивают), но как то не берут в расчет что мумификация длилась тысячелетиями и описана уже со всех сторон в куе книг. А про Шигирского идола пара маленьких заметок и все. Когда объем текстов сравнится- тогда нужно будет удивляться почему никто не знает. Но эти тексты надо кому то создавать. Причем не только о самой скульптуре, сколько о ее связь с мифологией и культурным фоном.

Не описана у нас мифология Границы. В лучшем случае упоминают о транзите и соединении культур. Мифологичекий и символический смысл самой границы и людей на ней живущих (пограничников?часовых?) не описан и не осмыслен. А ведь у пограничника есть своя очень важная архетипическая роль. Пока этот архетип не осмыслен. А ведь в нем огромная энергия. Вот про это интересно подумать и написать

Герои бажовских сказов растеряли свою мощь, потому что перестали быть страшными. У нас Хозяйка превратилась из Духа местности или ипостаси Великой Матери, силы хтонической- в бабу на чайнике, которая с караваем гостей встречает. 


А Полоз? А бабка Синюшка? Дрожь пробирает от этих образов, а у нас они или выпадают из поля зрения или превращены в детские страшилки.

Думаю чтоб усилить местные мифологические образы- надо их сделать более фобийными. Вот иллюстрации Воловича хорошо это передают. Ведь атмосфера самих сказов тревожно- трагическая. Кто там счастлив то был? Перечитайте.

Мне кажется что Уральские мифы (по крайне мере в цикле про Малахитницу) больше материнские, чем героические. Все пещеры, болота, подземные палаты. И главная то тут Хозяйка. Героического эпоса не получается. Агрессия пассивная и оборачивающаяся аутоагрессией.

Продвигать как героический миф, так любимый режиссерами Голливуда- не получится. Но вот как фильм ужасов- вполне:)
Действие вязкое, тягучее, холодное и наполняет мистическим ужасом! С заходом в тематику "материнской" любви , которая обволакивает и, в итоге, убивает. Душит в объятиях, затягивается змеем вокруг тела, не дает вздохнуть!
А если и вырвался- счастья в жизни не поимеешь.

Вчера, кстати, спросили: а обязательно ли испытывать страх?
Не обязательно. Просто страх - это признак соприкосновения с хтоническим, потусторонним, божественным. Такая встреча даром не проходит.

Спасибо Сергею Новопашину за образ "Ключа земли". У меня вообще мифы, где он встречается, из поля зрения выпали ( сказ Орлиное перо). А ключ этот дает возможность сквозь время путешествовать.
Правда , опять холодок пробегает от безграничности возможностей?

Там еще что то в мыслях было про Уральский характер:) Но с ходу трудно поймать:)

Немного еще говорили про угорские корни уральских мифов. Ну, и я, по прежнем, вижу связь со своим любимым Древним Египтом, о чем и буду говорить в ГЦСИ в следущую среду:)

Не переключайтесь!:)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded