Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Династия Богатыревых, или откуда крепостные иконописцы могли узнать о Босхе?

Самое приятное и шикарное на этой неделе-это выставка Невьянской иконы в музее ИЗО, с лекцией Евгения Ройзмана. Это было превосходно. Это высочайший уровень исследования. Кто то сказал что одной этой лекцией Евгений наговорил на докторскую. Это правда. Я регулярно слушаю лекции на исторические темы. Если бы он писал книги по этим темам-я купила бы все.

И сами иконы-это какой то чувственный художественный экстаз.
Я полюбила невьянскую икону лет 7 назад. Тоже, кстати, после посещения ройзмановского Музея Невьянской иконы.

Эти иконы светлые и радостные. И очень праздничные. Под слой краски там прокладывается слой сусального золота. И потом оно как бы проступает сквозь фигуры.

В иконах явно проступают итальянские черты. А в одной даже явная перекличка с Босхом. С его Садом земных наслаждений. Это не я говорю. Это специалисты утверждают по результатам исследований. Откуда такая перекличка взялась- непонятно. Богатыревы никогда не выезжали за пределы Российской Империи.

Выставка посвящена семье иконописцев Богатыревых. Все они были крепостными и навечно прикреплены к заводам. Основной очаг производства и распространения невьянской иконы- три города: Екатеринбург, Невьянск и Нижний Тагил. И многочисленные кержацкие поселки на Урале и частично в Сибири.(Кержаками называют старообрядцев- выходцев Нижегородской области. Их поселения были на реке Керженец. Носители культуры северорусского типа. После кержацких скитов в 1720 гг бежали на восток- в Пермскую губернию. Потом заняли весь Урал, Сибирь и Дальний восток.) В истоках этой иконописной школы смешались традиции старообрядцев поморья и с Волги.

Где учились Богатыревы неизвестно. И куда сгинули тоже. Ранние их иконы 90-е годы 18 века. Последние-60-е годы 19. Если ранние Богатыревы подписывали свои иконы личными именами, то их дети писали только фамилию.

Их иконы висели в самых богатых старообрядческих домах горнозаводского Урала. А доски, как сказал Евгений, такой крепости, что на них можно с горки кататься. Все иконы писаны на досках. И очень крепкий красочный слой. Причем писались они таким образом что фигуры выходили объемными. Создавалось это методом наплавления, когда слои красок наносились один на другой и изображения начинали выступать из досок, становиться объемными. Пусть всего на миллиметр или несколько. Но это дает совершенно другое изображение чем просто плоскость доски. Впервые в своих работах Богатыревы стали использовать обратную перспективу. Когда изображение не уходит в даль, а как бы выступает из доски на зрителя. При прямой перспективе воображаемые линии сходятся в какой то точке на горизонте, а при обратной- на фигуре смотрящего. На некоторых иконах одновременно присутствует и прямая и обратная перспективы. Мне это напомнило некоторые древнеегипетские рельефы, где зритель видит те углы и места изображения, какие при прямой перспективе увидеть бы не смог. Видимо в этом заложена идея что Бог видит все. И даже самые сокровенные уголки.

Вторая особенность-очень тонкие прорисовки. На лицах меньше булавочной головки видны выражения лиц, волоски и морщины. Поэтому рядом лежали лупы, чтоб можно было увидеть все подробности.
Иконописцы знали что иконы будут висеть при свечах и никто этого, скорей всего не увидит. Но писано не для людей. Как сказал опять же Евгений - их ОТК другого уровня!

Ну а я лично влюблена в их сиреневый цвет. Больше ни на каких иконах я не видела столько оттенков сиреневого, фиолетового, лавандового, фуксии. Причем это не маленькие фрагменты, большие куски изображений выполнены в этих цветах. Эти нежные, яркие и чистые тона, вместе с золотым фоном- делают Невьянскую икону радостной и праздничной. Думается не о темном, а о высшем. Радость, а не скорбь чувствуешь ты. Причем золото там такого качества, что отражает в себе всё как в зеркале. Наверное в этом тоже есть какой то смысл.
Лекция сопровождалась множеством историй из жизни икон и старообрядцев. О чудесных спасениях, потерях и возвращениях. О труде десятков специалистов реставраторов и хранителей. Может поэтому эти икоы еще живы. Не смотря на столетия гонений, поджогов, воровства, раскулачивания. Например, на выставке есть икона поменянная на ящик водки. Она входила в иконостас из 12 или 16 икон. Временному хранителю, не равнодушному к горячительным напиткам предложили водки. Он и решил что никто не заметит, если одну доску продас. В итоге через некоторое время дом сгорел и с ним и все остальные иконы. А поменянная на водку сохранилась. Такие случайности бывают. Как говорят люди: Икона себе дом найдет!

Можно очень долго об этом писать, но я не специалист:) В сети можно найти описание Невьянской иконы от специалистов. Почитайте- очень интересно.
Местным выставку еще можно посмотреть до вск включительно
.
Фото плохие. С телефона. Но хоть немного могут дать представление.









Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments