Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Путь в профессию: Как все начиналось…

Начинать всегда трудно. Начинать практиковать в нашей профессии – трудно в двойне. Потому, что нельзя подготовиться заранее, потренироваться «на кошках». Мы вынуждены учиться работать на живых людях. Живых и страдающих.
Вот и получается, что в начале карьеры каждого психолога в кабинете встречаются два перепуганных человека: консультант и клиент. И не известно, кто боится больше.

Здесь хочу сделать небольшое отступление и рассказать о СВОЕМ первом клиенте. Вернее клиентке. Так уж получилось, что первая моя консультация была телефонная. Так как начинала я в 93 году на Телефоне Доверия. Начинала без всякого психологического образования, только после ДВУХ НЕДЕЛЬ занятий по подготовке телефонистов. Такое время тогда было:)
Итак, мой первый самостоятельный рабочий день. На параллельном проводе – супервизор. Ольга, привет – если ты это читаешь!:)
Снимаю на третьем звонке трубку и слышу захлебывающийся женский голос «Помоги мне! Я так расстраиваюсь! Так расстраиваюсь! Я не знаю, что мне делать! Я расстраиваюсь – так мы втроем лекарства и выдаем!» .
Я в ступоре, супервизор, судя по всему, тоже.:)
Она пришла в себя первой.
С ее помощью и я стала приходить в чувство и, потихоньку, выяснять что случилось. Выяснилось, что дама работает в аптеке и периодически начинает ощущать себя в трех лицах. Которые еще вступают между собой в спор. Но иногда помогают работать, т.к втроем, все же, быстрее чем одной:)
Дойдя до этого места, я выпала в окончательный осадок и, супервизор, видя, что толку от меня уже не будет, замахала руками и закричала свистящим шепотом: «На психиатрический! Отправляй ее на психиатрический!».
Пришлось сказать абонентке, что мы помочь не можем, но вот есть телефончик – там ей обязательно помогут. И дать номер Телефона Доверия при психдиспансере. Был в то время и такой:) Кажется и сейчас есть.
До сих пор помню чувство острого любопытства, смешанного со страхом. Мне так хотелось понять, на собственной, буквально, шкуре ощутить, как это – чувствовать себя «втроем». Но тогда казалось, что не прилично расспрашивать больного человека. Сейчас я бы этот шанс не упустила:)
Потом в течение одной недели были: звонок от гея, который два часа меня «развлекал» разговорами о своей ссоре с партнером (в 93 это еще было в новинку, да и я была новичок в теме консультирования); звонок от члена мафиозной группировки, сидящего над трупом подельника и обещающего всех перестрелять (угроза не шуточная, а вполне реальная, т. к. у нас уже был опыт лежания на полу, в то время как за окном гремели выстрелы – Уралмашевские братки разбирались меж собой); несколько звонков от 15-тилетней девочки с официальным диагнозом «шизофрения», рассказывающей как ее домогаются «новые русские», дарят ей литровые флаконы французских духов и берут штурмом стены брежневской пятиэтажки (потом с девочкой я познакомилась лично – это было кубышкообразное, довольно милое существу, отравляющее жизнь только тем, что могла звонить по 10-15 раз за день; мы ей установили лимит звонков и все устаканилось:))
На этом фоне все остальное даже не осело в памяти. Так я проработала полгода, а потом тогдашний директор психологической службы предложила мне перейти на «очное» консультирование, сказав, что она верит, что я справлюсь:) Справляюсь до сих пор:) Второе высшее психоаналитическое я получала уже работая консультантом -психологом. Еще раз повторюсь – такое тогда было время:)
Страхи свои, связанные с началом консультирования, - не помню:)
Бояться было некогда. Надо было срочно что-то делать:)

Сейчас, конечно, все уже не так:)
Сейчас я своих студентов спрашиваю, чего они бояться и как представляют будущую работу.
Вот тут я им дала задание обсудить и написать, в минигруппах, чего они боятся и чего ждут в качестве клинтов психолога и в качестве будущих психологов-консультантов.
Читайте, сравнивайте со своими страхами и ожиданиями.


Чего мы боимся?

В позиции клиента
 
1. Проявить слабость (признаться в своей слабости)
2. Сделают больно (еще больнее)
3. Не хватит ресурсов
4. Не поймут
5. Что поймут быстро в чем на самом деле проблема (Сокровенная тема)
6. Критики
7. Отвержения


В позиции консультанта

 1. Показаться глупым
2. Усугубить состояние
3. Тупика, когда не знаешь что делать.
4. Заденут больное место
5. Негативной оценки окружающих о своей работе, проф. качествах
6. Задуматься и перестать слышать клиента
7. Неожиданного ухода клиента с консультации

Чего ждем?

Клиент (от консультанта и терапии)
 
1. Облегчения эмоционального состояния
2. Мгновенных изменений
3. Советов
4. Понимания
5. Одобрения
6. Страдания (нет страдания – нет терапии)
7. Соответствия Консультанта ожиданиям клиента

Консультант (от клиента)

 1. Чтобы клиенты выполняли все задания консультанта
2. Клиенты платили вовремя и много
3. Чтоб клиенты брали ответственность на себя
4. Не сопротивлялись, сразу раскрывались
5. Регулярных инсайтов
6. Благодарности, признания, уважения

Просьба к уважаемым френдам - поделиться своими ожиданиями и страхами. Ваши ответы будут учтены при усовершенствовании курса подготовки новых психологов:)

 Своеобразная первая часть http://nvlasova.livejournal.com/2369.html
 Продолжение будет:)


Tags: дела минувших дней, образование, специалисты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments