Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

Может ли психолог быть фактором, улучшающим качество образования?

 Это отрывки размышлений, вызванных диалогом с Александром Михайловичем Лобком (allobok )

Это не истина в последней инстанции, но только попытка поразмышлять. Если у вас появяться свои размышления - буду очень рада их увидеть 


Может ли психолог быть фактором, улучшающим качество образования? 

Конечно, может. Только качественный психолог :)

Тут есть некая проблема. И она даже не в качестве психологов, а в низкой «планке» ожиданий от психологов в системе образования (и не только в этой системе). И в том, что эта профессия вообще не понятна. До сих пор работу психолога соотносят с посиделками на кухне. И там и там поговорили – вроде стало легче. Немного усложненный вариант: психолог – специалист по проблемам. Давайте расскажем ему проблемы и он скажет что нам с ними делать. Самые «продвинутые» идут еще дальше и считают, что хороший психолог и сам «увидит проблемы», ему о них даже говорить не надо. А дальше – все по сценарию: скажет что с ними делать. Все – занавес. Т.е. люди сами готовы себя предоставлять в качестве «объекта для манипуляции». Этим, собственно и исчерпывается представления, что может сделать психолог. По обеим сторонам этого коридора, с одной стороны представления о полной бесполезности (дармоед и мошенник, вымогающий деньги); с другой – ожидание святочных чудес («встань и иди!»). Проблема только в том, что не правильны все три варианта. Но сами психологи не спешат «рассеивать» эти представления. Почему? Потому что, в большинстве своем, они с ними согласны. А что еще может сделать психолог? Правильно: выслушать, выявить проблемы(поставить диагноз), подсказать способы решения (напрямую в виде советов или через «помощь в осознании и решении собственных проблем самим клиентом) . Остальное зависит от приемов, техник, и психологической парадигмы самих психологов. 

Поэтому, собственно, в первую очередь встает вопрос работы с самими психологами системы образования. Вопрос, на который я получаю больше всего агрессии на своих супервизорских группах или семинарах: в чем вы видите смысл своей работы, ее миссию. Самый поразивший меня ответ (но регулярно звучащий в группе хотя бы из 6 человек) – выполняем должностную инструкцию. 
Немая сцена. 
Т.е начинать надо с себя. С самоопределения. Но это же -одна из самых сложных задач. И требует, прежде всего, самомотивации на решение этой задачи. Я стараюсь регулярно задавать себе этот вопрос. Ответ каждый раз получается разным:) Но это же нормально :)

Опять же, человек, пытливый к себе, пытлив и к окружающим. После вопроса «что я делаю?» логично возникает вопрос «что он делает?». И только определившись более-менее с собой можно вступать в диалог с окружающими. С теми же педагогами, детьми, родителями. Главное – эту работу начать делать до «выхода» на непосредственное рабочее место. 

Т.е мы приходим к тому, что одной из компетенций хорошего психолога является способность и потребность самому себе задавать вопросы, строить ту самую «личностную вопросительную траекторию». 
Если мы научимся самому себе задавать вопросы и увидим от этого «пользу», то можно и другому показать как это может качественно изменить жизнь. И кто-то из тех, кто увидит другой подход, может тоже захочет это сделать. И тогда волна «осмысленности» может пойти дальше. Осмысленности себя и своей деятельности, и своих желаний. А тогда появляется запрос на ресурсы. В виде «внутренней силы», знаний, наличия человека, с которым можно соотнестись, единомышленников. Или лучшего понимания себя, своих потребностей, желаний и ограничений.

Tags: Психология, мысли, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments