You are viewing nvlasova

Previous Entry | Next Entry

это я

 Вчера была на родительском собрании в 7 классе после тренинга, который я проводила для детей. Мы всегда выступаем перед родителями после проведенного тренинга. Обычно на таком собрании говорится как дети себя проявили на тренинге, что нам (психологам) понравилось в их поведении и что насторожило: какие проблемы мы видим.

Перед этим собранием я сознательно решила, что буду говорить о детях только хорошее. Это было трудно. Пришлось вспомнить все занятия, и кто как себя проявлял именно с хорошей стороны. Не обо всех было легко говорить хорошее. Пара человек у меня вызвала в связи с этим затруднения. Но я решила, что «выкручусь» по ходу.

Первое, что мне захотелось сделать, выйдя перед десятком пар родительских глаз, - это сказать родителям, что у них совершенно потрясающие, замечательные, талантливые дети. Я об этом тут же и сказала. И увидела в глазах изумление. Этого они не ожидали. Потом я сказала, что прежде чем я что-то расскажу им об их детях, я хотела бы, чтобы они мне рассказали, какие хорошие у них дети. Родители замерли. Через несколько секунд одна мама начала говорить: «Я знаю, что мой Даня очень хороший!» После этого она замолчала, и, подумав немного, сказала, что не знает что еще сказать. После паузы, медленно подбирая слова, как будто нащупывая почву под ногами, начала перечислять что он умеет. Через каждые три- четыре слова похвалы звучало но…, а дальше шел рассказ о недостатках. Приходилось напоминать, что просьба была рассказать хорошее.

Оказалось, что это очень трудно родителям – говорить о своем ребенке только хорошее. Я то ведь готовилась, а им пришлось с чистого листа:) К стати, в тренинге я тоже просила ребят рассказать о себе все хорошее, что они могут вспомнить или придумать. И им было очень трудно , почти невозможно. Помню, что кто -то из девочек в итоге сказал, что это не прилично – говорить хорошее о себе. Что-то хорошее могут говорить о человеке только другие. А если сам человек говорит- то это не скромно. Вот одна из мам тоже сказала, что говорить только хорошее – значит баловать ребенка, учить его хвастаться. А хвастаться – нехорошо.

Но постепенно, по очереди, родители начинали свои рассказы о детях. И к каждому я старалась добавлять какие-то эпизоды детских проявлений на тренинге. Только хорошее! Не забыть. Только хорошее. Приходилось следить за каждым словом. Приходилось мысленно отсеивать из каждого эпизода проблемы и сложности и сосредотачиваться только на достижениях или проявлениях помощи, поддержки, сообразительности, тонкости восприятия ит.д.

И родители добавляли все больше и больше. Так я узнала, что один мальчик пишет рассказы в стиле Стругацких и каждый вечер читает маме новые отрывки, а другой мальчик прекрасно умеет готовить, мальчик и девочка из класса встречаются вечерами чтобы делать уроки, и она сидит на диване, а он на полу у ее ног и читает ей из учебника истории или из «Евгения Онегина». А еще один играет на скрипке, а другой рисует географические карты. А девочка с черным лаком на ногтях и «прикидом» малолетнего вампира очень любит играть с младшими братьями и сестрами и пишет стихи. И много, много всего…

И в это момент я чувствовала, что мне повезло встретиться с самыми интересными и талантливыми мальчишками и девчонками. Что каждый из них личность и не похож на другого. И родители вдруг это увидели. И поняли, что важно это, а не 13 двоек в дневнике. И мама того, что с 13 двойками вдруг сказала что вчера муж, которому она с возмущением рассказывала про двойки, вдруг посадил ее напротив себя и сказал: «Просто живи!» И как она застыла, услышав эти слова, потому что поняла, что она не живет, а беспокоится за двойки, или кем будет сын, когда вырастет. И говорит сыну о счастье, а сама давно забыла что это такое.

И остальных родителей словно тоже поразили эти слова: ПРОСТО ЖИВИ! И все вдруг засобирались домой. И я попросила их на прощание, придя домой, рассказать их детям,- какие они хорошие. И уходили они с просветленными лицами.

А когда мы шли с классной руководительницей до остановки и я сказала ей, что по поводу одной девочки у меня были затруднения, чтобы говорить о ней только хорошее, то она очень удивилась и всю дорогу рассказывала, какая замечательная эта Ира и как в ней много талантов. А потом рассказала, что для мальчика, которого «не приняли» в классе после его прихода из другой школы, другая девочка сегодня в школе сама нарисовала открытку, уговорила всех ребят класса расписаться, а потом сама вышла к доске и поздравила его от ребят всего класса с днем рождения.

А я, почему-то, уже второй день чувствую себя счастливой!:)


 P.S. Хочу добавить, что сегодня я на группе супервизии рассказала об этом собрании, и девушка -психолог, из одной из школ сказала, что второй год в их школе "проводят эксперимент". Родителям одного 10-го класса в начале прошлого учебного года решили (учительница) говорить только хорошее. А в другом классе - как обычно:) Так вот к концу учебного года в первом из классов на родительские собрания ходили 31 человек из 33. И то, только потому, что у двоих были не родители, а попечители - бабушки, и им было трудно приходить. А во втором десятом классе к концу года на собрания приходили 15% родителей учеников. Такая вот статистика. 
А еще девушка сказала, что завтра у нее собрание в третьем классе и она очень не хотела туда идти, т.к не знала что говорить. А теперь ей очень хочется туда пойти, потому что она очень хочет узнать хорошее про этих детей:)

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vekpsypro
Dec. 23rd, 2009 08:22 pm (UTC)
С удовольствием перепостил в обоих своих журналах. Спасибо!
grandtewton
Dec. 23rd, 2009 08:48 pm (UTC)
А я с удовольствием пришёл сюда по Вашей наводке, Виктор.
Спасибо.
(no subject) - nvlasova - Dec. 24th, 2009 04:43 am (UTC) - Expand
grandtewton
Dec. 23rd, 2009 08:49 pm (UTC)
Удивительно. И просто. Казалось бы.
nvlasova
Dec. 24th, 2009 04:42 am (UTC)
Да, мне самой удивительно:) Но не просто.
drabkina
Dec. 24th, 2009 12:34 am (UTC)
Спасибо, все это очень интересно, и с родительской, и с учительской точки зрения. Есть темы для "хорошо подумать"... :)
psy_om
Dec. 24th, 2009 12:38 am (UTC)
Да, отлично)
Спасибо!
nvlasova
Dec. 24th, 2009 04:43 am (UTC)
Спасибо. Мне приятно.
_angiki_
Dec. 24th, 2009 05:16 am (UTC)
Классно, Надюш, просто супер!
У меня сейчас как раз подростковая группа, так что очень в тему и в настроение. Спасибо )))
nvlasova
Dec. 24th, 2009 05:19 am (UTC)
Ага. Я тоже рада тебя слышать:) Удачи на группе. Пусть рассказывают о себе хорошее по англицки.
nadezhda_nsk
Dec. 24th, 2009 05:31 am (UTC)
ух как здорово! спасибо.
nvlasova
Dec. 24th, 2009 05:53 am (UTC)
Рада, что Вам понравилось. Мне самой очень понравилось говорить о хорошем.:)
allos_chthon
Dec. 24th, 2009 12:56 pm (UTC)
Спасибо! У меня тоже 7 класс и я попробую.
nvlasova
Dec. 24th, 2009 01:10 pm (UTC)
Попробуйте. Это может быть очень захватывающе. Если не сложно - напишите потом, что получилось. Мне это , правда, важно.
sophiya_s
Dec. 24th, 2009 09:18 pm (UTC)
Огромное родительское СПАСИБО!
nvlasova
Dec. 25th, 2009 03:04 am (UTC)
:)))) Расскажите о своих детях хорошее:)Мне , правда, интересно:)
granny1999
Dec. 25th, 2009 07:06 am (UTC)

Спасибо! Как здорово все получилось!
Знать хорошее и помнить об этом важно вообще в семейных отношениях (наверное и не только в них), я думаю. Во всяком случае, в моем почти 40-летнем семейном опыте это знание и память всегда выручали в моменты конфликтов. Помнишь, как много хорошего в муже или ребенке, и сиюминутный негатив сразу становится второстепенным.
А мы, к сожалению, привыкаем фиксировать внимание на плохом, в надежде его убрать, сломать, ликвидировать, а ведь напоминая самому человеку, как много в нем хорошего, мы уже переводим акценты на это и в его самосознании.
Как же хорошо, что есть педагоги, которые умеют так смотреть и думать.
(Как я всегда боялась и ненавидела школьные ярлыки, которые преследовали многих всю школьную жизнь.)
ggalka
Feb. 2nd, 2010 10:12 am (UTC)
Спасибо Вам огромное. Как-то иногда забываешь о хорошем.

Меня вот на днях как раз в школу вызывали - рассказывали мне "об учебе моего сына" второклассника. Директор и учительница хором. Хорошие такие на самом деле - умные, адекватные, добрые. Опустили ниже плинтуса и все так ласково и с такой заботой о ребенке. И смотрели на меня, как на умственно-отсталого подростка, медленно и тихо приговаривая: "Вы знаете, детей надо воспитывать".
Я вконце спросила учительницу, может ли она хоть что-то хорошее сказать о Котьке, а в ответ услышала "Конечно, могу. Он умный..." Больше ничего не сказала, хотя и это, наверно, ей далось с трудом.

Можно я на Вас ссылочку дам?
nvlasova
Feb. 3rd, 2010 09:26 am (UTC)
Спасибо за Ваш интерес. Конечно давайте. Да это проблема со школьными учителями и не только с ними.У нас чаще всего помощь увязывается с "указыванием" на недостатки. Всем почему-то кажется, что это поможет. Но на самом деле это ослабление человека. Нужен ресурс. А это другое мышление.
vanilla1sky
Feb. 2nd, 2010 10:25 am (UTC)
здорово, даже очень..вот только остаётся вопрос-откуда могут родители узнать о проблемах детей, если не от посещения род. собрания?
nvlasova
Feb. 3rd, 2010 09:27 am (UTC)
А зачем Вам знать "проблемы детей"? Что Вы с ними будете делать? Вы знаете своего ребенка - этого достаточно. Лучше знать его сильные сторону и помочь емуих осознать. Тогда на них можно опираться.
(no subject) - vanilla1sky - Feb. 3rd, 2010 09:41 am (UTC) - Expand
nadezhda_k
Feb. 2nd, 2010 10:29 am (UTC)
Спасибо. Когда, прочитала подумала: "Хорошее, так это раз плюнуть", попыталась перечислить. У меня получается не совсем как в вашем посте "хороший, но..", а что-то вроде: "Он, конечно, такой-сякой, зато ..." :) Будем тренироваться дальше. :)
nvlasova
Feb. 3rd, 2010 09:37 am (UTC)
:))))
На самом деле задача состоит не в том, чтобы искать хорошее:) Это просто граничное условие. На самом деле меня интересовало какие дети, что они делают. Но если напрямую попросить родителей сказать что-то о ребенке- будут говорить в основном о проблемах. Это и привычнее и от родительских собраний ничего другого не ждут:)
Т.ч. говорить хорошее - это вынужденное ограничение, для настройки восприятия. Попробуйте просто описать своего ребенка. Что он делает? На самом деле слова: он добрый - ни о чем не говорят. Когда он добрый, он что делает? Вот про одного рассказывали: он добрый, он играет и заботиться о своем младшем братишке и всегда старается ему какой-нибудь подарок принести. Второй добрый: он "спасает" в лужах лягушачью икру, а потом часами смтрит как из нее головастики вылупляются. Оба добрые, но какие разнвые дети. Мне хотелось, чтоб родители увидели в своих детях конкретные черты, а не объекты для воспитательного воздействия. И вот это делать трудно.Этому надо учиться:) Мне тоже:)
kukla_lo
Feb. 2nd, 2010 12:20 pm (UTC)
Спасибо!
nvlasova
Feb. 3rd, 2010 09:38 am (UTC)
спасибо Вам за интерес:)
velogirl
Feb. 2nd, 2010 05:58 pm (UTC)
Спасибо!
Буду думать о хорошем))
janemouse
Feb. 2nd, 2010 09:31 pm (UTC)
да, это очень важно - видеть хорошее!
мы сейчас ведём занятия для детей 5-6 лет, и некоторые родители уже сейчас больше всего переживают, что их дети - как им кажется - вырастут двоечниками.
и поэтому они всё время стараются их "тянуть за уши", подсовывают всё больше сложных заданий, ругают за неуспех.
а мы-то видим, какие это хорошие, весёлые, доброжелательные и талантливые дети.

и вот мы по итогам первых 4 занятий написали подробные характеристики - только про хорошее. получилось почти по странице на каждого из детей!
то-то удивились родители!
zachemyazdes
Feb. 2nd, 2010 10:53 pm (UTC)
странно мне это все. если я своих детей не похвалю, кто ж их еще похвалит? мне, скорее, трудно говорить об их недостатках (коих есть немножко), потому что они настолько возрастные и незначительные, что и не знаю. дети тоже предпочитают говорить о себе хорошо. у сына последний год с этим небольшой напряг - нас настиг поздний переходный возраст, а дочь в своих (да и в моих) глазах - вообще наилучшее, что когда-либо гуляло по планете... так что, странно, странно.

на родительских собраниях (у нас они, правда, совсем другие) мне говорят, что девочка у меня очень хорошая и общительная (сын уже в универе, собраний нет), иногда зартудняется помолчать :) я говорю, что дома то же самое, поэтому сидите и терпите, господа! ребенок - такой, какой есть, и слава богу!
volzanochka
Feb. 2nd, 2010 11:19 pm (UTC)
Странно, но я расплакалась. Буду говорить детям только хорошее. Жаль, что учителя не присоединятся.
ekimov
Feb. 3rd, 2010 08:03 am (UTC)
Согласен с Вами. Скажу ещё, что похвалу бывает сложно сформулировать. Как это ни удивительно...
nvlasova
Feb. 3rd, 2010 09:48 am (UTC)
Еще сложнее увидеть и показать человеку "что он делает", да еще таким образом, чтоб увиличить его внутреннюю силу:)
Спасибо.
rivka_shames
Feb. 3rd, 2010 10:13 am (UTC)
Очень понравилось, спасибо вам!
nvlasova
Feb. 3rd, 2010 10:36 am (UTC)
Спасибо и Вам!
nata_korolenko
Feb. 3rd, 2010 10:49 am (UTC)
Спасибо!
Сказать о своем ребенке хорошее для меня не проблема. И, что радует, не проблема для нашей классной руководительницы - каждое родительское собрание она нам рассказывает о том, какой у нас хороший класс и какие замечательные дети. О проблемах конкретных детей она говорит индивидуально после собрания - каждому родителю отдельно.
Можно Вас в друзья добавить?
magic_
Feb. 3rd, 2010 12:34 pm (UTC)
Re: Спасибо!
+1
у нас в прогимназии такая же политика.


автору: спасибо за такой рассказ!
Re: Спасибо! - nvlasova - Feb. 10th, 2010 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nata_korolenko - Feb. 11th, 2010 09:23 am (UTC) - Expand
tochka_to
Feb. 3rd, 2010 09:55 pm (UTC)
английская система :)
у нас дочка в Лондоне в школу ходит, на собраниях мы с мужем оба сидим в полном недоумении - хвалят и хвалят. Каждый раз ждем когда ж начнут правду рассказывать про сложности и проблемы. Нет, не рассказывают. Очень приятно на эти собрания ходить, муж даже с работы отпрашивается ради такого дела. :)
nvlasova
Feb. 4th, 2010 05:03 am (UTC)
Ой, спасибо Вам за такой ответ:) Правда, хочется ходить? Вот это да. У нас родителей на аркане не затащишь:) Правда ведь лучше, когда хорошее говорят?:) Что толку перечислять проблемы:)
(no subject) - tochka_to - Feb. 4th, 2010 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Feb. 10th, 2010 05:17 pm (UTC) - Expand
zachem_katerina
Feb. 12th, 2010 06:03 am (UTC)
Спасибо огромное за такой пост! Прослезилась. Я так привыкла, что в нашей школе - обожаемой мной школе, не смотря на кучу орг.глюков - собрания проходят всегда так, что о ребенке говорится только хорошее, что забываю: в других школах по-другому... Какой все-таки классный, гениальный, простой и такой эффективный ход! Я тоже буду использовать его на тренингах для родителей. Или встречах с родителями.

Могу от себя подарить Вам то, что использую с клиентами и что работает. Каждый день замечать, за что можно поблагодарить сегодня своего ребенка. За что сказать ему спасибо. Важно: отмечать все, даже незначительные мелочи. Работает отлично!
nvlasova
Feb. 12th, 2010 06:07 am (UTC)
Спасибо. Да, главное настроить собственное зрение на то, что делает другой человек, что делает человека человеком. А это как раз всякие "мелочи":)Увидеть его отличие от других.
shanat
Feb. 12th, 2010 07:01 am (UTC)
У нас нас собраниях (индивидуальных встречах) тоже только доброе да хорошее говорят. Оно конечно приятно, но я хорощее и так знаю, зачем мне чтобы учительница 15 минут заливалась соловьем какая у меня девочка хорощая?
Все должно быть в меру, ИМХО... И если только хорошее говорить, далеко не уедешь, в какой-то момент просто перестает восприниматься.
nvlasova
Feb. 12th, 2010 07:10 am (UTC)
Может быть Вы не увидели, что я написала. Я попросила родителей рассказать мне о детях. Я вообще мало что говорила. У меня не было задачи "говорить о детях хорошее". У меня была задача обратить внимание родителей на то, что они не видят. На ресурс. И показать как с ним работать. Как оказать настоящую поддержку ребенку.
(no subject) - shanat - Feb. 12th, 2010 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - nvlasova - Feb. 12th, 2010 07:26 am (UTC) - Expand
krentsel
Feb. 12th, 2010 09:32 am (UTC)
Спасибо Вам большое.
Мне кажется, любому человеку, который общается с детьми, нужно это прочитать и прочувствовать.
vicky_twix
Feb. 12th, 2010 01:00 pm (UTC)
даже слезы на глазах... спасибо!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 68 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2013
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com