Надежда Власова (nvlasova) wrote,
Надежда Власова
nvlasova

"Интимные места" и чувство вины

Восьмого ноября, в очередной раз, прошла встреча участников проекта "Интимные места" .
Сказано было многое. Смеха еще больше. Как всегда, спикеры жгли.
Хотя тема была, скорее, грустная - ЧУВСТВО ВИНЫ.
Итак, мои краткие тезисы:)



Чувство вины- это чувство социальное. Мы с ним не рождаемся. Оно возникает при взаимодействии с нашими родными и близкими в первые годы жизни. Если родители или бабушки- дедушки привыкли чувствовать вину, и живут в мировосприятии, что всегда есть кто то виноватый, то ощущение вины они передают и своему ребенку.

Это чувство может передаваться не только на уровне слов,когда ребенку говорят что он в чем то виноват, но и на уровне ощущения. Когда кто то из близких ребенка чувствует вину, он совершает определенные действия и в его мозгу возбуждаются нейроны в определенных зонах мозга. Через действие зеркальных нейронов ребенок «схватывает» это состояние и тоже испытывает схожие ощущения. Даже если сперва не знает как это ощущение называется.
Во взрослой жизни леко попадаются на чвство вины те, кому передали его в детстве. Чем больше чувствовали себя виноватыми родиели и другие близкие ребенка, тем более виноватым в жизни чувствует себя он.
Вина может скрывать под собой другие чувства: злость, ненависть, отчаяние, даже любовь. Вина, как социальное чувство имеет двойственную пироду. Она может объединять и отталкивать людей друг от друга.
Например семья, в которой есть больной ребенок, может объединится вокруг его лечения. А может, наоборот распасться, если кто то из партнеров не может выдержать чувство вины.
Может объединять вина за измену. Как это не парадоксально.

Есть целые нации, для которых чувство вины является скрепляющим.

Сейчас например, немцы группируются вокруг чувства вины, и этим объясняется их огромное желание помогать беженцам.

Интересный вопрос: как получается что одновременно человек может испытывать вину и продолжать совершать поступки, приведшие к вине?

Ответ заключается в том, что наша психика неоднородна. Структура психики сложна. Какая то часть формируется на основе нашего опыта. Но большая часть на основе интроектов, полученных в детстве от родителей. Интроект- это своеобразный психический слепок с фигуры значимого взрослого. С помощью зеркальных нейронов ребенок запечетлевает образ взрослого с его установками, ценностями и моделями поведения. В первые годы жизни, это позволяет опираясь на родительский опыт, получать свой.
В подростковом возрасте эти интроекты частично разрушаются. Подростковый бунт- частично бунт против интроектов. Таким образом подросток продолжает психологическое отделение от родителей.

Но многие интроекты остаются не узнанными всю жизнь. И человек думает что это его собственные суждения и решения. Хотя это не так. И человек сам не замечает что в разных ситуациях он может транслировать прямо противоположные суждения. Интроекты существуют параллельно друг другу. И неопознанные, управляют жизнью человека.
Одна из задач психологии- помочь человеку интегрировать эти части психики. Ненужные, неэффективные установки и модели поведения отбросить, а эффективные присвоить себе.

Для этого надо знать свои интроекты в лицо:) Чтоб потом их «подружить» между собой и взять от каждого его ресурс.

Хочу предложить упражнение по работе с интроектами или субличностями:


Работа с субличностями.

Берём листок бумаги, выписываем свои ответы на вопрос "Чего я хочу?". Ответов 30-50. Как выпишете, сгруппируйте похожие желания и дайте каждой группе персонажа, придумайте его имя, пол и возраст.

Теперь распишите какими родственными взаимоотношениями могут быть связаны герои ( Это ваши неосознаваемые фантазии о самих себе как "семейке субличностей").

Теперь вообразите их перед собой, - кто как одет, причёска, поза, где находится, в доме или во дворе, один или в обществе других, и визуально соберите всех на одном крыльце, - как будто позировать для семейного фотографирования.

Кто из тех, кого вы видите, любит всеми командовать?
Кто любит хвастаться, а кто помалкивает?
Кто лентяй, а кто труженик?
Кто приветлив, кто угрюм?
Кто хочет достатка, а кто статуса?
Кто хитрый, а кто простак?
Кто распутник, кто девственник?
Кто верная, кто гулящая?
Кто всегда во всем виноват?
Кто бросает деньги на ветер, а кто копит?
Какова заветная мечта каждого?


Посмотрите кого не хватает? С кем отождествляетесь вы?


Пример из реального разбора:

Найденные субличности

Подросток12 лет брат и сестра

мальчик- шрайбикус- любитель книг. философ
Научиться водить машину-
Иметь хорошую физическую форму-
Поучаствовать в разгадке мировых тайн или пройти по следам легенд
Попробовать настоящие южные фрукты и блюда из морепродуктов

девочка-синичка- любопытная непоседа
Посещать кружок пения -
Научиться танцевать несколько танцев-
Научиться рисовать-
Выучить немецкий-

девушка 20 лет—балерина-беззаботная участвует в любых мероприятиях
Сменить гардероб-нестандартно и удобно
Сочинить что-нибудь в стихах
Поучаствовать в веселом празднике-карнавале-
Общаться с интересными людьми-

ЭСТЭТ-30лет-Графиня-слегка не от мира сего мечты кринолины
Прочитать лучшие исторические романы-
Понять красоту классической музыки

СВОБОДНАЯ ЖЕНЩИНА-40 лет-жена Валентина -независимая раскованная
Никуда не спешить, ни о чем не беспокоиться -
Поехать отдыхать на Кипр-
Прокатиться на яхте-
Увидеть лучшие города мира-
Посетить достопримечательности России-
Увидеть творения великих художников

Мужчина 40 лет -уверенный целеустремленный
Иметь достаточное количество денег
Чувствовать себя значимой -

Бабушка-70 лет-Петровна- спокойная всепрощающая ласковая
Присутствовать на свадьбе с национальными обрядам-
Почувствовать атмосферу церковной службы-
Вырастить яблоню и вишню, которые плодоносят каждый год-
Вырастить на участке много цветов
Сделать ремонт
Купить дом на родине-

А у вас кто получился?:)

Tags: #психоаналитикНадеждаВласова, психоанализ, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments